Нет беды от чистой воды
На основании республиканской у нас, на Житковщине, в свое время была принята районная программа «Чистая вода». В первую очередь она касается водоснабжения и водоотведения во всех населенных пунктах района. Естественно, что выполнение заданий и мероприятий данной программы требует значительных объемов финансирования с привлечением районных структур, органов местного самоуправления. Программа состояла первоначально из 14 пунктов, направленных на улучшение санитарно-технического состояния источников водоснабжения, на предупреждение загрязнения водоносных горизонтов. Был создан координационный совет по контролю за реализацией мероприятий, предусмотренных данной программой.
Она взяла свой отсчет в 2004 году. В феврале на базе районного центра гигиены и эпидемиологии был проведен семинар с владельцами хозяйственно-питьевых водопроводов, на котором обсуждались все вопросы, касающиеся водоснабжения населения, в особенности сельского. До сведения работников, обслуживающих водозаборные сооружения, в очередной раз были доведены требования санитарных правил.
Что и говорить, в тот стартовый год было сделано немало и, думается, нет нужды перечислять успешно проведенные мероприятия. Вместе с тем по окончании года отмечалось, что в районе существует ряд нерешенных вопросов, касающихся обеспечения населения питьевой водой. Достаточно отметить, что в течение 2004 года санитарной службой района по результатам проведенных проверок санитарно-технического состояния хозяйственно-питьевых водопроводов было составлено 11 протоколов об административном правонарушении на должностных лиц, направлено 23 предписания в адрес руководителей хозяйств. Одна информация поступила на комиссию по чрезвычайным ситуациям.
По ходу выполнения программа «Чистая вода» на 2004-2006 годы корректировалась, в нее было добавлено еще 4 пункта. Практически ежегодным был отчет о ее выполнении. Об архиважности чистой воды нельзя было говорить дважды. Ведь обеспечение населения качественной питьевой водой является приоритетным социально-экологическим направлением. Для Гомельщины, находящейся в эпицентре загрязнения от катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечение ею имеет исключительное значение для сохранения здоровья людей, увеличения продолжительности их жизни. Это — экономическая и экологическая безопасность нашего региона по водному фактору.
Со временем программа «Чистая вода» на 2004-2006 годы плавно перешла в аналогичную на 2006-2010-е. В одном из отчетов районного центра гигиены и эпидемиологии значится, что на Житковщине эксплуатируется 45 хозяйственно-питьевых водопроводов, из которых 27 используются для водоснабжения населения. Остальные являются так называемыми объектовыми для сельского хозяйства: снабжают водой молочно-товарные фермы и ремонтно-механические мастерские. В течение последних лет значительная часть сельских водопроводов, используемых для населения, были переданы на баланс КУП «Житковичский коммунальник».
А в каком объеме выполнены мероприятия по программе «Чистая вода» в нашем районе на день сегодняшний? Какова она, питьевая вода на Житковщине? Можно ли ее с полным на это правом назвать живой? На эти животрепещущие темы мы беседуем с главным государственным санитарным врачом района Леонидом Белко. Как оказывается, в нашем районе есть в программе «Чистая вода» объекты, которые, кроме районного, находятся в то же время и под республиканским контролем. Среди них — очистные сооружения в деревне Остранка, водоснабжение с пластовым обезжелезиванием в деревне Кольно и реконструкция сетей водоснабжения в деревне Семенча. Учитывая важность, значимость очистных сооружений в Остранке, этот вопрос неоднократно отдельно поднимался на повестке дня для заслушивания и принятия мер. Резкой, принципиальной критике были подвергнуты в свое время ответственные работники КУП «Житковичский коммунальник» и ПМК-76, которая была генподрядчиком всех работ на этом объекте. Теперь, как явствует из комментария Леонида Сергеевича, сооружение сдано в эксплуатацию и работает эффективно. Результаты лабораторных анализов показывают, что очистка сточной воды налажена со знанием дела, содержание вредных веществ не превышает предельно допустимых концентраций в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Выполнен пункт и по объекту в деревне Кольно. Реконструкция сетей водоснабжения проведена в деревне Семенча. «Пробито» две скважины и проведена реконструкция станции обезжелезивания в поселке Красный Бор. Но в работу запущена одна скважина, так как нет водонапорной башни. Новые скважины появились в агрогородках Дуброва, Люденевичи, Озераны, где были выполнены работы по водоснабжению. Запланирована реконструкция насосной станции и ремонт сетей канализации в Ленино, реконструкция станции обезжелезивания в поселке Червоное в связи с неэффективностью очистки питьевой воды.
Как отметил в своем комментарии Л. Белко, за прошлый год по микробиологическим показателям не соответствовали нормативам 2,78 процента отобранных проб, в том числе по коммунальным водопроводам 1,8 процента: — самый низкий (то есть хороший) показатель за последние 8 лет. А если брать химические показатели (железо, марганец, нитраты), то по району 42 процента проб не соответствуют санитарным правилам и нормам, в том числе по коммунальным водопроводам — 39,3. Значит, вода изначально имеет высокую концентрацию железа и других минеральных примесей. Как показывает практика, работа имеющихся станций обезжелезивания (поселки Червоное, Красный Бор, иногда город Житковичи) не обеспечивает эффективность очистки питьевой воды. К тому же станций должно быть больше. И в первую очередь в таких населенных пунктах как Дуброва, Озераны, Ленин, Люденевичи.
— Малокомплектные, малогабаритные станции обезжелезивания нужно строить в первую очередь на социально значимых объектах: в школах, детских садах, больницах, — считает Леонид Белко. — А яркий пример рядом — на нефтеперекачивающей станции «Туров». Станция зарубежного производства успешно работает тут свыше 20 лет: в автономном режиме сама обезжелезивает и обеззараживает, обеспечивает самоконтроль.
Так что как это ни печально констатировать, но приходишь к заключению, что до чистой воды, не говоря уже о живой, нам пока далеко…
С. КУЛАКЕВИЧ. Фото В. КИЖНЕВА.