Легок ли хлеб рыбовода?

Наша справка


ОАО “Рыбхоз “Красная Зорька” выращивает следующие виды рыб: карп (80-85%), щука, амур, толстолобик, карась, второй год разводится сом.


— Сергей Николаевич, лет двадцать назад пресноводная рыба была основным из-за ценового фактора продуктом питания не только белорусов, но и всего Советского Союза. А сегодня, на Ваш взгляд, как руководителя рыбоводческого хозяйства, можно ли ее считать таковой? Доступна ли живая рыба потребителю в такой же степени, как в советские годы?


— Конечно, ценовой фактор лежит в основе всего и для руководителя, и для рядового покупателя. В советские времена рыба стоила в пределах 57 копеек за килограмм, а теперь у нас цена доходит до семи тысяч. При чем, если в минувшем году — беру по нашему предприятию — было в пределах этой цены, то в текущем году вынуждены были на тысячу рублей снизить ценовой порог. Работаем, таким образом, себе в убыток, никакой прибыли мы не получаем. Выращиваем рыбу за счет взятых в банке кредитных ресурсов. Комбикорма для выращивания рыбы нам нужно было на сезон три тысячи тонн, взяли мы один миллиард 200 миллионов кредитных ресурсов под 23 процента годовых. За одиннадцать лет моей работы в качестве руководителя — это первый такой год, когда кредитные ресурсы настолько выросли. Самая большая процентная ставка в предыдущие годы была 17, 14, 10 процентов. Этот кредит нам нужно возвратить с процентами в течение двух лет. Заметим: не только возвратить. Пройти весь цикл: вырастить товарную рыбу, охранять ее, защитить ее от посягательств нечистых на руку людей, бороться с природными факторами, отловить, сохранить и реализовать. Рыба, конечно, в результате дорогая. А для малоимущих она сегодня превращается в деликатес. Реальность такова: мы работаем только на возврат затрат, бесприбыльно. Чтобы платить налоги, заработную плату и функционировать.


— Как мне известно, по воспроизводству рыбы существуют госпрограммы. Какие задачи поставлены перед рыбхозом — ведь это тоже продовольственная безопасность страны. Как вы справляетесь?


— В соответствии с госпрограммой по производству товарной рыбы на текущий год нам нужно приозвести 750 тонн качественной рыбы. Плюс годовичка, сеголетка, 120 тон, и 100 тонн двухлетка для посадки и реализации. Думаю, что этот план в текущем году у нас будет. По госпрограмме на этот год мы не получали дотаций, работали только с кредитами банков. Минувшие годы ситуация была немного иначе: мы получали дотационные средства на кобикорм, на другие направления. В связи с экономической ситуацией в этом году средств не выделялось. Поэтому, выплывать будем, как говорится, сами. Конечно, когда была помощь государства, то ровно на эту помощь снижалась себестоимость товарной рыбы, и покупатель мог ее приобрести дешевле. Сегодня этого нет.


— Давайте сделаем небольшой экономический сравнительный анализ: производство рыбы в хозяйстве в сравненении с минувшими годами идет со знаком плюс либо когда-никогда минусы закрадываются?


— Воспроизводство рыбы ежегодно идет с плюсом. Причем, очень с большим плюсом: от семидесяти до ста тонн рыбы ежегодно. Хотя же, если реально смотреть, то вырастить ее мы вырастили, а вот продать становится сложнее и сложнее. Особенно — в прошлый и нынешний год. Просто население такое количество рыбы не может купить у нас…


— Это, скорее, свидетельствует о том, что еще пять-семь лет назад все рыбхозы страны производили около 6 тысяч тонн, а сегодня уже 20… Товара, в общем, много для нашей небольшой республики… Наверное, стоит попытаться продавать в России…


— Были попытки. Там мы могли бы продавать карп по 15 — 16 тысяч в белорусских рублях. Однако отрегулировать вопросы поставки живой рыбы может лишь Департамент и правительство. Попытки сдвинуть процесс с места уже есть.


— Зачастую, выезжая в служебную командировку по направлениям Гомель — Минск встречаешь специальные автоперевозчики рыбы с лаготипом “Красной Зорьки”. Они направляются с живым товаром в разные города области и страны. Оправдывает ли себя стратегия: сам вырастил — сам продал? Какие проблемы сегодня есть на пути производитель — продавец-покупатель?


— Да, в силу экономических обстоятельств мы вынуждены самостоятельно реализовывать свой товар. В плане организации перевозок нам была оказана значительная помощь Департаментом по мелиорации. Семь новых автомобилей мы получили для решения важной для нас задачи. Торговля у нас рыбу, можно сказать смело, не берет на реализацию. Несмотря на важное обстоятельство: мы делаем 15-процентную скидку для торговых организаций от каждого килограмма. Однако дело не движется, квоты, доведенные торговле, не выбираются. Почти 90 процентов произведенной рыбы мы продаем самостоятельно. География поставок очень и очень широка. Но приходится констатировать, что на продаже рыбы ежемесячно мы имеем 50 миллионов убытка.


— С чем это связано?


— С человеческим фактором. Зарплата продавцов, командировочные расходы, проживание, питание наших работников. Если бы была четкая система, что мы поставляем, к примеру, рыбу в Гомель, разгрузились в магазинах, то эти затраты только бы составили командировочные водителю и топливо для автомобиля. Но создать такую четкую работу не получается, так как нет заинтересованности торговых структур. Речь об их доходности, конечно… Плюс хлопотно: руки надо замочить, чтобы достать рыбку, а это не всегда хочется. Здесь мне видится правильным вмешательство государственных структур. В стране рыбы производится достаточно, и это полезный продукт должен быть в каждом магазине. Ну разве правильно, что у нас в районе живая рыба реализуется только в двух магазинах райцентра и в одном — в Турове? Это не подход, при таких условиях — 15 процентной скидке… А копченую рыбу вообще торговля не хочет брать. Мы рыбу коптим в Могилевском рыбокоплексе, потому что на местах этот вид деятельности запрещен. Привозим и реализуем. И — имеем убытки.


— А ведь вы реализуете рыбу круглогодично…


— Да, правильно считаете — 600 миллионов прямого убытка за год. Это возмущает, но никуда не денешься, так как покупатель не приедет со всей области в рыбхоз за рыбой.


— Хотя приезжает на платную рыбалку…


— Да, в летний период немало гостей у нас. И хорошее подспорье: свыше 20 миллионов организация платной рыбалки приносит. Хотя здесь есть ряд моментов. Например, не всегда устраивают поведенческие мотивы людей. Это уже издержки общей культуры. Но реалии жизни не изменишь…


— Затоваренность — беда сегодняшнего времени. А у вас такой специфический, живой товар. Все ли удается сохранить за немалый период ожидания покупателя?


— Хочу напомнить, что в советские времена до новогодних праздников у нас рыба реализовывалась вся. Теперь реализация у нас идет круглый год. А ведь база наша не изменилась. Те же садки готовы принять 150-170 тонн. Вот мы обловили два пруда, заполнили садки и ждем, пока реализуем эту рыбу. Затем опять ведем облов. Но все равно до 150-200 тонн рыбы остается на зимовку в прудах. Надо их охранять, смотреть. В принципе, рыба сохраняется вся, но идет, безусловно, ее похудание. На этом тоже приходится терять деньги.


— Вы зарыбляете озеро Червоное, там у вас есть участок по отлову рыбы. Прибыльно ли это дело?


— Участок работает с убытком. Дело в том, что хоть мы и зарыбляем, арендуем, но 4 месяца в год практически из-за весенних запретов и зимнего замерзания мы не осуществляем отлов. А план доводится на весь год.


— Давайте поговорим об ожиданиях коллектива. Производя рыбу, каждый Ваш работник думает не только об экономике хозяйства, но и о своей семье, которую нужно обеспечить всем необходимым. Достаточно ли социально защищены работники рыбхоза в плане зарплаты и других социальных льгот?


— Наш коллектив на сегодняшний день составляет 126 человек. Заработная плата, возможно, по сегодняшнему времени небольшая, в среднем от 670-700 тысяч рублей, но она выплачивается последние годы практически день в день. Это, как говорят сами работники, многого стоит! По социальной поддержке — выделяем по необходимости для перевозки сельскохозяйственных грузов, брикета, дров работникам бесплатно транспорт. Для дополнительной поддержки в виде премиальных выделяем бесплатно рыбу живую, копченую. Зерна пшеницы выделили каждой семье по полтоны по государственной цене. Всем, кто обращается, оказываем помощь. Думается, наши люди не обижены.


— О людях давайте и скажем слово… Назовите хотя бы несколько человек, которые составляют основу, так скажем, вашего хозяйства, показывают пример в труде другим работникам…


— Таких преданных рыбхозу работников немало. Коллектив в целом дружный, понимающий свою задачу. Если уж особо отметить, то тут не могу не назвать мастера Житковичской системы Станислава Анатольевича Мосина, который немало лет работает в хозяйстве. А также мастера Рудненской системы Михаила Яковлевича Лесько, который работает у нас один год, но рыбу в этом году вырастил хорошую. Стоит отметить и труд прудовых рабочих Рудненской системы Анатолия Адамовича Купрацевича — он около двадцати лет кормит и охраняет рыбу и Антона Ивановича Юхневича. Антон Иванович — пенсионер, но продалжает отлично работать.


— А как с молодыми кадрами?


— Скажу прямо: не очень хотят задерживаться. Думаю, что в нынешних семьях не прививается трудолюбие. Хотят лёгкого хлеба. Это, я вам скажу, большущая проблема. А ведь легкого хлеба на всех не хватит. Рыбоводческий труд к легкому, сами понимаете, сложно отнести. Но кому-то же нужно и рыбу выращивать…


В. НИКОЛАЕВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.