Рядовой солдат Родины

С Андреем Григорьевичем Пашевичем я познакомился благодаря его сыну Станиславу, который как руководитель Белорусского Союза офицеров совместно с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами интернационалистами и общественными организациями города Гомеля и области проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию населения, молодежи и студентов к 65-пятилетию Победы в Великой Отечественной войне и освобождению стран содружества и Европы от немецко-фашистских захватчиков.


Родился Андрей Григорьевич в небольшой полесской деревне Борки на Житковщине. Семья была большая, потому приходилось молодому пареньку с весны до осени пасти коров, а зимой садиться за учебники, чтобы не отстать от сверстников. Каждую минуту на лугу использовал подпасок, чтобы стать грамотным, а остальное время пел песни для коров и птичек, материально помогал семье.


Война докатилась до деревни очень быстро. Люди в мышином одеянии с крестами на грудях начали наводить «новый порядок», который никак не нравился молодому патриоту и ему он не хотел подчиняться. Впоследствии полесский паренек случайно встретился с партизанами и попросился к ним. Но, комиссар отряда сказал: «Тебе еще рано быть партизаном. Да и фашисты, узнав, могут расстрелять всю вашу большую семью. Твой фронт в деревне. Смотри за действиями фашистов, запоминай, а мы с тобой свяжемся. В крайнем случае, приходи к нам с донесением в голове».


Если для Родины Андрей Григорьевич был ценен, она берегла его для будущих славных дел, то для фашистов он нужен был как рабочая сила. Молодой паренек всегда избегал облав, прячась перед приходом немцев и полицаев в укромных местах. Однако его все-таки нашли однажды и отправили с другими жителями деревни на ремонт взорванной партизанами железной дороги. Полесский юноша решил для себя, что на врагов он работать не будет. Прикинувшись больным, благо, что их охраняли союзники немцев, он просидел всю ночь с ними у костра. Но утром наступила расплата. При погрузке в вагон эсэсовец избил его палкой, назвал «русской свиньей», не хотевшей работать на Германию. Тогда Андрей Григорьевич подговорил несколыко своих друзей и жителей деревни и они сбежали с вагона медленно движущегося поезда. Через полесские леса и болота, преодолевая вброд, а где и вплавь речки и ручейки, пробрались к дому. Скоро его немцы поймали и отправили в лагерь под д. Дорошевичи, где заставили восстанавливать разрушенные партизанами и авиацией дороги, маскировать их ветками от деревьев. Но молодой патриот в один из дней перед угоном на работу спрятался с друзьями на чердаке и, когда всех угнали за ворота лагеря, сумел сбежать. Несколько дней добирался он до дома.


Учитывая плачевный предыдущий опыт, он стал жить в лесу, а не в деревне. Здесь и произошло его первое боевое крещение. Андрей Григорьевич увидел, что немцы на 50 подводах утром уехали в Житковичи за провиантом и боеприпасами для гарнизона г. Туров. Вечером они обязаны были возвращаться обратно. Связавшись с партизанами, он сообщил им об этом. За эти несколыко часов партизаны сумели организовать засаду. Как только обоз оказался в кольце, партизаны открыли ураганный огонь. Организовать ответный огонь немцы не сумели. Слишком неожиданной была атака, и они разбежались по ближайшим кустам. Партизаны захватили богатый трофей. На следующий день немцы на 20 повозках увозили своих убитых.


Не послушавшись партизанского командира уйти глубоко в лес от места засады, полесский юноша, из-за любознательности, оказался в центре боя. Пули свистели вокруг его укрытия как осы. Здесь он впервые испытал страх, но и огромную гордость за наших людей, которые могут бить фашистов. Пареньку сильно захотелось самому уничтожать врагов.


Вскоре Советская Армия освободила его деревню. Андрей Григорьевич пришел в военкомат и благодаря тому, что предвоенные архивы не сохранились, добавил себе несколько месяцев до 18 лет и добровольцем ушел на фронт. До Гомеля от своей деревни с другими призывниками добирались пешком, так как железная дорога была разрушена.


Службу начинал в запасном полку в г. Кирове. Их готовили пулеметчиками, А вскоре его голос запевалы заметил руководитель фронтового ансамбля и взял к себе артистом. С этого дня полесский паренек начал участвовать в концертах перед отправляющимися на фронт командованием и личным составом действующей армии. Но Андрей хотел бить фашистов, а не петь для воинов-фронтовиков. Не такой он видел свою боевую биографию. Слишком сильно он ненавидел фашистов. Очень уж они ему насолили, много принесли горя белорусскому народу.


В один из приездов представителей боевых частей, он сумел все-таки, благодаря приказу И.В.Сталина, не препятствовать командованию, желающим воевать, попасть на фронт.


Привезли его в зенитную батарею под командованием капитана Сибрикова В, прославленного зенитного полка, подносчиком снарядов к 37-миллиметровому зенитному орудию. Она и стала на 6,5 лет родным домом для полесского паренька. Вначале было очень трудно. Из-за налетов фашистской авиации приходилось спать не больше часа в сутки. Зенитчики охраняли особо важные объекты: штабы армий и фронтов,, командные пункты полков и дивизии, города и коммуникации.


К этому распорядку дня он вскоре привык. И в том, что фашистам не удалось разрушить г. Львов на Украине, большая заслуга Андрея Григорьевича и его товарищей. Об этом говорили жители Львова хвоим освободителям, да и сейчас благодарят при встречах в День Победы.


Вскоре умного, шустрого паренька из Полесья заметили и назначили наводчиком орудия, а затем и командиром. Первым из полка доверили Андрею Григорьевичу и его боевым товарищам осваивать 40-миллиметровые американские автоматические зенитные установки, которыми он успешно командовал. Сотни немецких самолетов, оказавшись в перекрестьях прицелов его орудия, спешно сбрасывали авиабомбы, не долетев до цели. А вскоре на гимнастерке Андрея Григорьевича и его боевых друзей: засияла первая медаль за освобождение братских народов Европы, а затем и другие. Передвигаясь за наступающими войсками, и обеспечивая их безопасность от ударов вражеской авиации, войну закончил в Германии. Но еще более 5 лет он не снимал гимнастерку и честно служил Родине. Демобилизовавшись из армии, Андрей Григорьевич Пашевич работал директором Дома Культуры, столяром, начальником столярного цеха Туровского леспромхоза и родного колхоза. Его руками построены и украшены красивой столяркой сотни домов на Житковщине и в соседних районах.


Женившись на местной учительнице, Мурашко Анне Федотовне, они счастливо прожили 58 лет, отметили золотую свадьбу, вырастили трех сыновей, дочку, восемь внуков. Всем дали путевку в жизнь и высшее образование. Их дети стали офицерами, экономистами, а внуки работают врачами, юристами, банкирами, учатся в университетах, занимают руководящие посты в Гомельской области и в Республике Беларусь. За свои боевые трудовые заслуги Андрей Григорьевич Пашевич награжден орденом Отечественной войны второй степени и десятками боевых и трудовых медалей. Является ветераном Великой Отечественной войны и труда.


Он уже давно на пенсии. В 84 года он выглядит молодцевато, по-армейски подтянут. Его очень часто можно увидеть на встречах со школьниками, молодежью и жителями Озеранского сельского Совета Житковичского района, в кругу боевых друзей-фронтовиков, которых год от года становится все меньше и меньше. Потому так и спешат рядовые солдаты Родины, а, скорее всего заслуженные сыны Республики Беларусь, донести до молодого поколения живую историю своей страны, могущество и процветание которой они доверили в их руки.


Такими, как Андрей Григорьевич Пашевич, гордится наша свободная синеокая Беларусь. Они отстояли не только свободу и независимость нашей страны, принесли освобождение от ига фашизма народам Европы, мира и своим героизмом и мужеством обеспечили мирное небо над своими сыновьями, внуками и потомками.


С. ШАКАРОВ, член-кореспондент Международной Академии Акмеологических наук, ветеран Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.