В любой ситуации остаться… родителем
В последние годы увеличилось число фактов признания отцовства. По какой причине происходит установление отцовства? Чем оно отличается от усыновления? На эти и другие вопросы корреспонденту «НП» ответила начальник отдела ЗАГС Житковичского райисполкома Наталья СЛОБОДЯНЮК.
— В начале нашего разговора отмечу, что установление отцовства происходит по причине рождения ребенка вне брака, то есть на момент рождения малыша его родители в браке не состоят. Граждане часто путают понятия «установление отцовства и усыновление». Установление отцовства – это признание отцом собственного ребенка, просто рожденного вне брака.
— Как документально выглядит этот процесс?
— Сделать это можно двумя способами. Если оба родителя согласны установить отцовство, они просто приходят в загс, пишут совместное заявление о том, что они подтверждают факт рождения у такой-то женщины ребенка от такого-то мужчины. Мы составляем акт об установлении отцовства, и ребенок с этого момента обретает все те же самые права в отношениях и обязанности, какие бы возникли, если бы он был рожден в браке. То есть это довольно простой случай, когда у двух сторон возражений нет, что, безусловно, в интересах ребенка.
Но немало таких случаев, когда один из родителей не согласен устанавливать отцовство. И далеко не всегда этой стороной бывает мужчина. Женщина не согласна признавать мужчину отцом своего ребенка. А мужчина уверен, что это его ребенок. Он желает доказать отцовство, желает участвовать в его воспитании. Такие случаи у нас участились. Если так произошло, сторона, не получившая согласие установить добровольно отцовство, обращается в суд. И в судебном заседании выясняются все обстоятельства рождения ребенка, привлекаются свидетели, при необходимости проводится экспертиза. В этом случае суд принимает решение об установлении отцовства, после чего в своем решении дает указания отделу загс с тем, чтобы ребенок был зарегистрирован. И тогда уже тот родитель, который обращался в суд, приходит к нам один с решением суда, вступившим в законную силу, и на основании его мы устанавливаем отцовство, даже если и второй родитель не согласен. Суд в этом случае исходит, прежде всего, из интересов ребенка, а не из интересов одного из родителей.
— Наверно, такая тенденция появилась только в последние годы…
— Да. Если в прошлом десятилетии установлений отцовства было тридцать-сорок в год. Уже в 2009 году отмечено 73, в 2008 году – 61, в 2007 году – 51, в 2006 году – 46, в 2005 году – 48. как видно, тенденция роста только по отделу загс твердая. И это без учета тех установлений отцовства, которые производятся в сельских Советах при одновременной регистрации браков.
— По Вашему мнению, почему так происходит?
— На мой взгляд, причина, прежде всего, кроется не столько в увеличении числа установлений отцовства, сколько в росте количества внебрачных детей. Если бы все дети рождались в браке, то таких вопросов не было бы вообще. Это проблема безответственности самих родителей. До момента рождения они не посчитали нужным оформить свои отношения. Делают это лишь тогда, когда их подталкивают жизненные моменты. Например, они хотят строить жилье. Тогда родители узаконивают свои отношение, устанавливают отцовство, чтобы видно было, что они не просто вместе живут, заботятся вместе о детях, а являются настоящей семьей, признанной государством.
— А есть ли срок давности для установлений отцовства? Когда может быть произведено установление отцовства?
— Срока давности как такового нет. Но хорошо, если родители хотя бы регистрируют брак и сразу устанавливают отцовства. Или не регистрируют брак, а просто регистрируют рождение ребенка и установление отцовства. Тогда родители на руки получают такие документы, как если бы ребенок родился в браке. И плюс, при их желании, – документ об установлении отцовства.
Но много и таких случаев, когда рождение ребенка зарегистрировано как у матери, не состоящей в браке. Проходит время, родители понимают, что коль они сожительствуют вместе, ребенку неплохо было бы носить и фамилию отца. Соответственно, обращаются за установлением отцовства уже позже.
А бывает так, что ребенок желает установить отцовство, став совершеннолетним. Тогда он сам обращается в отдел загс по вопросу установления отцовства. Даже если родителей нет уже в живых, он приводит свидетелей, которые подтверждают, что родители признавали его своим ребенком. Таких случаев у нас немного, но они есть.
— Вкратце: чем отличается установление отцовства от усыновления?
— При усыновлении ребенок не имеет биологического сходства с усыновителем. То есть это ребенок чужой, произошедший от других родителей.
— В каких случаях имеют место усыновления?
— Достаточно распространенный – когда вступают в брак граждане, у которых уже есть дети. Кроме того, бездетные пары тоже хотят иметь смысл жизни. Потому они достаточно часто являются усыновителями. К сожалению, случается и так, что родители детей погибают. И тогда близкие родственники становятся усыновителями.
Хотелось бы отметить, что усыновление – гораздо более редкое явление, нежели установление отцовства. В 2009 году было лишь три усыновления; в 2008 – девять; в 2007 – четыре; в 2006 – семь; в 2005 – три. То есть люди не часто решаются на такой шаг – признание чужого ребенка своим во всех правах абсолютно равным ребенку, рожденному в браке. Тем более, что сейчас существует много других форм.
Несмотря на это, законодательство о браке и семье считает, что усыновление – самая предпочтительная форма для ребенка, потому что тут отношения такие же, как и с родными. И здесь нет меркантильных интересов.
— И последнее. Наверное, зачастую родители не хотят, чтобы дети знали всю правду. Сохраняется ли в таких случаях тайна усыновления?
— Тайна усыновления охраняется государством. А поскольку у нас самым желанным объектом усыновления считаются очень маленькие дети, то часто сами усыновители не хотят, чтобы ни ребенок, ни окружающие не узнали тайны. Женщины даже имитируют беременность. И государство в этом идет навстречу. И все должностные лица, имеющие отношение к усыновлению, обязаны хранить тайну усыновления. Даже по запросу других государственных органов, мы не имеем права указать, что ребенок был усыновлен без письменного согласия усыновителей.
Подготовила С. СЕРГЕЕВА.