Век новых веяний и стилей
XXI век — век, конечно же, модной одежды, век изысканных форм и увлечений, век новых веяний и стилей. Все же плохо, что многими современными мастерицами забыто лоскутное шитье. А ведь само искусство лоскутного шитья известно народам мира очень давно. И сегодня в нашей семье бережно хранятся многие лоскутные вещи, сделанные бабушкой Татьяной. Они для нас — как семейная реликвия, как память о дорогом и мудром человеке…
Мастерство лоскутного шитья появлялось из штопальных работ, когда приходилось соединять друг с другом множество лоскутков, накладывая заплатки и укрепляя изношенные места одежды. Замечу, что в каждой местности создавались и укреплялись своеобразные приемы, которые в дальнейшем с развитием торговых путей заимствовались, совершенствовались и взаимно обогащались.
У белорусов лоскутное шитье нередко было обыкновенным перешиванием, подновлением одежды и предметов убранства жилища, отслуживших свой срок вещей. Сначала накладывались заплатки на протертые места одежды. А совсем старые и неподходящие к ремонту вещи разрезались, сортировались. Все. что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески. Из очень поношенного плели дорожки и шили коврики. Это были так называемые коврики-кругляши, коврики-махрушки. Искусство лоскутного шитья и узоры передавались по наследству. Невеста в приданое обязательно должна была пошить себе для будущего семейства несколько теплых стеганых одеял, а одно в приданое ей шили подруги из лоскутков тех тканей, которые использовались в одежде невесты.
До нашего времени дошла даже поговорка: «Плоха та портниха, у которой нет хотя бы одного лоскутного одеяла». О чем это говорит? Умение пошить одежду, сэкономив при этом ткань, а потом из этих лоскутков пошить красивое, узорчатое одеяло или ковер, или скатерть, или занавески — это ли не лучшая реклама! А раз такие атрибуты имеются в доме — значит, мастерица умелая. Вот и шли к ней заказчицы…
Благодаря лоскутным изделиям была возможность не только украсить свой быт, но и проявить себя как творческую личность, получить возможность создать даже произведение искусства за очень небольшие средства, проявить фантазию, выдумку. А на встречах-посиделках в какой-нибудь хате женщины делились новостями, общались, обменивались новыми узорами, учились друг у друга новым приемам шитья. В Беларуси бытовало даже поверье. Если в семье больной ребенок и все средства, которые применялись для его излечения, недейственны, то мать или бабушка шли по домам и собирали лоскутки одежды от здоровых детей. Из этих маленьких, разноцветных заплаточек, хранящих дух и тепло здорового тела, шили одеяло для больного ребенка — и он непременно выздоравливал!
Из оставшихся от кроя лоскутков, которые до поры до времени складывались в заветные сундучки, осенью-зимой хозяйки мастерили необходимые в быту вещи, ремонтировали одежду, шили одеяла. Многие мастерицы старались придать заплаткам изящный вид, располагая их в изделиях симметрично, или выкладывая несложные узоры. Для этого, конечно, требовалось обладать и вкусом, и незаурядным художественным чутьем, и воображением, но белорусские женщины всегда славились умением и трудолюбием, поэтому под их пальцами рождались порой изделия, которые можно было отнести к разряду настоящих шедевров.
Традиционные и самые простые по технологии изготовления были узоры из полосок. Узоры, составленные такими полосками, ширина которых колебалась от 3 до 5 см, так и называлось — шитье полосками. Но вот узоры, которые получались при соединении заготовок, выложенных полосками, уже назывались иначе — «шитье шишками», «шитье кругами».
Одним из традиционных изделий в доме был половичок — ходничек. На него шли обрывки тканей, которые уже нельзя было приспособить ни к чему из-за ветхости. Но из таких кусочков получалась нужная в доме вещь, которая, к тому же, радовала глаз. Яркие полосочки-перевязочки укладывались в работу, чередуясь по цвету, ширине. Это изделие получалось как абсолютно утилитарным, так и необыкновенно нарядным.
И в XXI веке бабушки и женщины в Беларуси шьют эти позабытые предметы быта — те же одеяла, ковры, подушки, одежду и специальные молитвенные подручники, используя приемы, технологии, узоры и цветовые сочетания, которые были много лет назад. Это узоры из прямоугольных треугольников, квадратиков и полосок, собранных в различных сочетаниях. И эти изделия, выполненные руками мастериц, обладают уникальной энергетикой, особым духом, непосредственностью.
Сегодня, при доступности тканей, различных приспособлений для шитья, у мастериц есть уникальная возможность реализовывать самые фантастические задумки, а начинающим — пробовать свои силы и делать первые шаги в таком очень демократичном виде декоративно-прикладного искусства. Тем более что изделия из лоскутков можно применить в современной жизни в самых неожиданных формах.
Можно даже собственную квартиру украсить декоративными панно в технике лоскутного творчества. И именно демократичность ремесла, переродившегося в уникальное творчество, дает возможность прикоснуться к нему всем желающим, независимо от возраста, пола, образования и уровня подготовки. Да, наш белорусский народ — самый большой Поэт. Наш народ самый талантливый. И как тут не вспомнить замечательные слова великого 3,Азгура: «Настоящий талант всегда широк по интересам».
К. СТЕПАНОВ.