Cон за рулем зачастую заканчиваются смертельным исходом
«А дорога серою лентой вьется, залито дождем лобовое стекло…» – известные строки знакомы водителям: там и про друзей, и про любимую, и про счастливую дорогу.
Однако сложно сохранять внимание и верить в везение, когда дорога вьется уже 10, 20, 30 часов подряд. Веки тяжелеют, голова падает, машина начинает «цеплять» разметку и… о последствиях страшно подумать.
Cон за рулем – отдельная графа в статистике дорожно-транспортных происшествий, которые зачастую заканчиваются смертельным исходом.
Дорожные сны в цифрах…
В прошлом году в Беларуси зарегистрировано 67 ДТП, в которых погибли 22 человека, ранено – 76. Причина – утомленное состояние водителя.
Проблема усталости за рулем стара, как мир. Как сообщили в УГАИ МВД, количество «сонных» аварий увеличивается в летний период, когда жители умеренного климата, управляя собственным автомобилем выезжают на моря. На дорогу уходят сутки-двое, и не только для неопытных водителей путешествия иногда заканчиваются трагично.
Такие аварии всегда страшны по последствиям: высокая скорость на трассах, потеря контроля над управлением и, как правило, несколько спящих пассажиров. Если водитель уснул на пару секунд, то при скорости в 100 км/ч автомобиль проезжает 80 -100 метров.
Проверить, сколько времени человек находится за рулем без перерыва, возможно только на автомобилях массой свыше 3,5 тонн, осуществляющих коммерческие перевозки. Режим отдыха дальнобойщиков или водителей пассажирских автобусов можно проследить по показаниям тахографа. Отдых путешествующих на легковых машинах остается на совести водителей.
Хай-тек против Морфея…
Немецкие ученые, обеспокоенные катастрофами на автобанах, первыми принялись за создание специальных устройств, предостерегающих водителей от сна за рулем.
Все разработки делятся на два вида. Одни наблюдают за человеком. Если глаза начинают закрываться, раздается звуковой и вибросигнал. Подобная система, используя инфракрасное излучение, способна заглядывать в зрачки водителя в темноте и сквозь солнечные очки.
Другие разработчики предлагают следить за поведением машины. Специальный датчик анализирует расстояние между авто и разметкой. Если машину начало уводить в сторону, водителю поступает сигнал. При сознательном игнорировании разметки звук устройство не подает.
В Беларуси в продаже тоже появились подобные устройства. Эффективность их действия обсуждается на интернет-форумах: одни хвалят технические новинки, другие, не доверяя жизнь научному прогрессу, надеются только на себя.
Советы бывалых…
К дальней поездке нужно тщательно подготовиться. В первую очередь – выспаться. Усталость, вызванная недосыпанием самая опасная, так как сон ничем нельзя заменить.
Самое распространенное средство от сна среди водителей – лошадиные дозы кофеина. Одни пьют энергетики, другие – чай. Добавить бодрости организму таким способом можно, но ненадолго. Кофеин, входящий в состав этих продуктов по мере накопления в организме перестает бодрить. А усталость, вызванную общим переутомлением, они не победят.
Отлично справиться со сном помогает собеседник. Время от времени поддакивать монологу достаточно для того, чтобы не уснуть. Но если разговор перерастает в ссору – нужно сделать выбор: приостановить поездку или замолчать.
Многие дальнобойщики советуют слушать музыку, причем нелюбимую. Речевые передачи обладают усыпляющим свойством. Зато ритмичная музыка бодряще действует на дороге особенно в ночное и вечернее время.
Сдаться нельзя бороться…
В «сонные» часы (с 11.00 до 13.00, с 14.00 до 16.00 и ночью с 04.00 до 06.00) лучше вообще отказаться от движения. Завести будильник и поспать минут 20-30 – лучшее средство от усталости.
Ошибочное мнение, будто быстро устают только малоопытные водители. И хорошие со стажем тоже засыпают. Не столько из-за большой нагрузки, сколько из-за того, что езда не дает им новых впечатлений, не требует напряжения сил. Монотонность – одна из опасностей на дороге.
Как следствие однообразия движения может возникнуть состояние частичного сна, во время которого водитель спит с открытыми глазами. При наступлении такого состояния необходимо немедленно остановиться. Работоспособность возвращается после нескольких минут на воздухе.
Не спешите, не рискуйте на дорогах. Опаздывать нехорошо, но куда хуже – вообще не доехать…