На дорогах Гомельщины нашли 20 «бермудских треугольников»
Признаться, такого большого количества информационных поводов, чтобы рассказать о работе госавтоинспекторов Гомельщины, в последнее время не представлялось. Недавняя встреча партнеров, а именно так стражи дорог Гомельщины воспринимают работников пера и телекамеры, содержала минимум сухой статистики состояния аварийности и иной скучноватой «гаишной» отчетности. И, напротив, изобиловала яркими примерами служебных будней инспекторов, живыми рассказами о новациях, положительно влияющих на состояние дорожной обстановки. Немалый интерес в разговоре вызвала информация об аварийных «пиках», дорожных «Бермудах» и, более того, «автомобильных динозаврах», зафиксированных в юго-восточном регионе республики.
…Театр, принято считать, начинается с вешалки, «визитка» управления Госавтоинспекции — его дежурная часть. Ведомые начальником УГАИ УВД Гомельского облисполкома Игорем Макушенко, посещаем этот, пожалуй, самый «горячий цех» в системе обеспечения безопасности дорожного движения. За последние годы здесь многое изменилось. Неизменно напряженной остается лишь служба госавтоинспекторов. По словам старшего оперативного дежурного майора милиции Сергея Шкоды, в сутки дежурной смене поступает до 600 обращений граждан. Большинство из них требуют безотлагательного реагирования. И в такой ситуации незаменимую помощь госавтоинспекторам оказывают технические новшества. При том что привычные телефоны и радиосвязь в подразделениях ГАИ еще используются активно, они уже вчерашний день. С января этого года гомельские стражи дорог (первыми среди областных подразделений страны. — Авт.) начали внедрять систему радионавигационного мониторинга. IT-комплекс включает в себя связные терминалы, установленные в патрульных автомобилях. Информация отсюда по каналам спутниковой связи передается на сервер и отображается на разноцветном экране-карте в дежурной части. Таким образом, в УГАИ могут теперь в режиме онлайн с погрешностью до 10 метров определить место, где в областном центре находится тот или иной экипаж Госавтоинспекции. Вплоть до улицы и номера дома, у которого он стоит или рядом с которым проезжает. При получении сигнала о ДТП дежурный оперативно направляет к месту его ближайший наряд ГАИ или координирует действия с сотрудниками Департамента охраны МВД, работающим с автоинспекторами в цепи единой дислокации. Пока в режим тестирования новшества включена половина (около 50) служебных авто Госавтоинспекции. В течение месяца планируется охватить навигационным позиционированием все подразделения ГАИ Гомельщины. С учетом того, что новое оборудование — белорусского производства (выпущено Минским часовым заводом. — Авт.), решение этой задачи представляется реальным. Тем временем автоинспекторы осваивают и другие ноу-хау. Альтернативой пластиковым конусам, нередко страдающим от колес транспорта при ограждении мест ДТП, могут стать светодиодные устройства. Компактными наборами уже оснащено несколько дежурных машин ГАИ области. Имея длительный ресурс работы, такие устройства, кроме прочего, смогут выдержать нагрузку до 20 тонн.
По словам Игоря Макушенко, принимаемые меры позволили в минувшем году закрепить наметившуюся тенденцию по снижению в регионе дорожно-транспортного травматизма: в сравнении с предыдущим годом совершено на 18 ДТП меньше, число погибших в авариях людей сократилось на 22 (минус 12,5 процента), травмированных — на 58 (минус 7 процентов). Неплохая динамика и по другим показателям, позволившим стражам дорог Гомельщины «застолбить» позиции в первой тройке наиболее успешных управлений республики. И все же, самокритично признает собеседник, ситуация пока далека от идеальной. В семи районах области и двух — Гомеля в 2012-м отмечен рост дорожных происшествий. Особенно сложная дорожная обстановка в последние годы в Кормянском и Светлогорском районах. Пики аварийности большей частью отмечаются в предвыходные и выходные дни. Печальное лидерство в статистике занимают в регионе наезды на пешеходов, они даже «обошли» такие распространенные виды ДТП, как лобовые столкновения и опрокидывание транспорта. В 286 таких ситуациях на территории области в минувшем году погибло 56 человек и ранено 247.
— Самое прискорбное, что в результате наездов, в том числе на пешеходных переходах, в минувшем году количество погибших детей и подростков увеличилось с 4 до 6 человек, — констатирует руководитель УГАИ.
Гомельские автоинспекторы уже определили на территории области более 20 дорожных «Бермудов». Здесь в отличие от известного «треугольника» хоть и не исчезают транспортные средства, но, тем не менее, дорожные аварии совершаются с поразительной последовательностью. Три такие аварийные зоны, уточняет начальник межрайонного отдела организации дорожного движения УГАИ Руслан Колесников, находятся в Гомеле: в районе колледжа народных промыслов, на пересечении улиц Барыкина и Базовой и на улице Советской вблизи дома № 169. Что предпринимается в противовес? Кроме организационных мер в сфере обеспечения дорожной безопасности — проведения четырех заседаний комиссии по безопасности дорожного движения при облисполкоме, профилактических мероприятий в школах и среди других категорий населения, делаются и практические шаги по снижению рисков для участников движения. На трассах в местах концентрации ДТП устанавливаются яркие информационные стенды с «кричащей» статистикой. Для разделения пешеходных и транспортных потоков на аварийных участках обустраиваются подземные переходы. К трем имеющимся в Гомеле вскоре добавятся «подземки» на Речицком шоссе — в районе строящегося крупного торгово-развлекательного центра, на автодороге Восточный обход, в районе улицы Троллейбусной и кинотеатра «Октябрь». В очаговых точках запланирована установка знаков повышенной видимости, а в дальнейшем — устройство светофорных объектов, искусственных неровностей и рельефных пешеходных переходов. В качестве эксперимента на нескольких нерегулируемых «зебрах» (у гомельского культурно-развлекательного центра «Европа», на трассе М-10 у поселка Уза) установлены металлогалогеновые прожекторы с питанием от солнечных батарей. Прекрасная освещенность повышает внимание идущих и едущих, новшество уже доказало свою полезность для участников дорожного движения.
Кстати, если говорить об «автомобилизации» жителей Гомельщины, то она идет достаточно интенсивно (по ее темпам область на второй строке в республике. — Авт.). Сегодня здесь зарегистрировано около 500 тысяч транспортных средств. Только за минувший год их количество на дорогах области увеличилось почти на три тысячи единиц. Кто же сегодня садится за руль автомобилей и мотоциклов? И как можно оценить качество подготовки водителей в регионе? Эти вопросы корреспондент «Р» адресовал начальнику межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГАИ УВД Гомельского облисполкома Андрею Лавшуку.
— Сегодня на Гомельщине подготовку водителей ведет 90 автошкол, — констатировал руководитель МРЭО. — И хотя в целом в 2012 году результаты сдачи экзаменов в ГАИ в сравнении с предыдущим годом несколько улучшились, уровень подготовки водительского состава в разрезе этих учреждений выглядит контрастно. Есть несколько гомельских автошкол, где процент сдачи группами курсантов теоретического и практического испытаний в ГАИ с первой попытки приближается к 100. В то же время воспитанники, к примеру, одного из учебных комбинатов Речицкого района их поголовно «заваливают». К сожалению, этот пример в нашем регионе далеко не единичен. Сейчас мы готовим предложения по отзыву лицензий из таких «кузниц» водительских кадров. Конечно, при большом желании теорию можно усвоить самостоятельно. А вот как быть с практикой? Мониторинг ряда автошкол убедил нас и в том, что повсеместно мало внимания уделяется обучению курсантов практическим навыкам вождения. А ведь, сев за руль, такие «недоучки» могут представлять серьезную опасность на дороге…
Призовем для иллюстрации сказанного статистику. В минувшем году в области молодыми водителями со стажем вождения меньше года совершено 16 ДТП, унесших четыре жизни, 17 участников движения тяжело травмированы. Более того, два новоиспеченных водителя находились за рулем в нетрезвом состоянии.
Сотрудникам МРЭО встречаются и довольно колоритные экземпляры. Более… 20 раз пыталась «бороться» с заданиями компьютерной программы по ПДД гомельчанка, к слову, бывшая водитель троллейбуса. А в канун нового 2013 года по вопросу пересдачи на права обратился 75-летний дедушка. Причем попытку он совершил в день своего юбилея, откровенно надеясь, что это обстоятельство «смягчит» требования со стороны экзаменаторов.
— Наш подход принципиален: пусть такие кандидаты в водители лучше ошибаются за компьютером, чем потом — на дороге, — заявил начальник МРЭО.
В заключение перейдем от «реликтов» человеческих к редкостям иного рода. Среди самых престижных и дорогих автомобилей, зарегистрированных на Гомельщине, значится «бентли» — детище и гордость английской компании «Bentley Cars Ltd», стоимость которого превышает 200 тысяч долларов США. Хозяина его в ГАИ по этическим соображениям не называют. Однако, по словам начальника УГАИ Игоря Макушенко, не меньшие уважение и патриотический подъем вызывают подчас и «патриархи» советского автопрома. Один из таких редких экземпляров, выпущенных в середине сороковых годов прошлого столетия, — ГАЗ-67, получивший в обиходе ироничное название «Иван-Виллис». Один из первых отечественных внедорожников вскоре встанет на постамент у здания областного управления ГАИ. Прослуживший не один десяток лет предшественникам нынешних гомельских автоинспекторов в деле обеспечения безопасности на дорогах, сейчас стараниями стражей гомельских дорог и коллектива Гомельского авторемзавода он переживает свое второе рождение. Что и говорить, оригинальный подарок к приближающемуся Дню Госавтоинспекции! Тем более что железный феномен, по утверждению руководителей управления, будет действующим и станет периодически использоваться в регионе на различных показах и торжественных мероприятиях.
Фото: Николай ЖДАНОВИЧ