За далью афганских гор служили братья Федоровичи
Двадцать четыре года уже минуло с тех пор, как прогремела афганская война, своим черным крылом задевшая не одну семью некогда могучего и необъятного Советского Союза. В составе ограниченного контингента наших войск в этой азиатской стране несли службу и тысячи белорусов. Казалось бы, про почти десятилетнее противостояние за черной речкой написано много книг, снят не один фильм, зафиксировано бесчисленное количество воспоминаний очевидцев. Но, несмотря на давность событий, еще до сих пор находятся удивительные факты, не ставшие широко известными. Одной такой историей, связанной с Афганистаном, может по праву гордиться наш район. Вряд ли где еще в одной семье найдется три воина-интернационалиста. Родные братья Федоровичи – Владимир, Юрий и Валерий — из деревни Гричиновичи отслужили в горячей точке долгих 27 месяцев.
Все как один
Третьего декабря прошлого года они отметили свое 49-летие. Вначале 60-ых еще не знали про всевидящее УЗИ, поэтому появление тройни стало для Валентины Семеновны и Максима Михайловича очень большой неожиданностью. Особенно, если учесть, что в семье уже подрастали наследники: двухлетний Коля и годовалая Тамара. Получился целый детский сад, требующий много сил и заботы, но взрослые не жаловались, потихоньку растили свою команду. Отец работал водителем в местном колхозе, потом пересел за руль рейсового автобуса, мама учила младшие классы в Гричиновичской восьмилетке. Всего-то и хватило ее пару месяцев побыть первой учительницей у своих сорванцов — взяла другой класс.
Младшие братья хоть и были похожи как в зеркале, но характером вышли разные. Валера и Вова на месте ни минуты не усидят, а вот Юра, наоборот, отличался спокойным нравом. В друзьях у этой шебутной троицы была вся деревня, одних только одноклассников насчитывалось 30 человек. Но за свои проказы каждый отвечал за себя — в школе их никогда не путали: ни педагоги (в том числе директор, незабвенный Владимир Лукьянович Цырибко), ни дети. Ребята за своих стояли горой, любили спорт, рано пристрастились к технике. Валера в семь лет уже садился за руль отцовской машины, не отставали от него и братья.
Когда пришла пора выбирать профессию, Федоровичи долго не думали — после восьми классов дружно пошли в Житковичское профтехучилище осваивать специальности водителя и тракториста. Здесь в отличие от школы ребята не раз пользовались своей похожестью, выручая друг друга даже на экзаменах, ведь для преподавателей они были на одно лицо. А вот для однокурсников, наоборот, кто есть кто, никогда не было секретом. Через три года вместе с правами братья получили в училище и военную специальность — водитель-механик гусеничных тягачей, здесь их также учили держать в руках винтовку. Впереди была армия.
Сила материнской молитвы
— То, что нас ждет Афганистан, мы были почти уверены, — вспоминает младший Валерий. — В военкомате нас называли команда 182, это значило, что пойдем за кордон. И к этому были морально готовы, чтобы «откосить», даже мысли не допускали…
Повестку они получили в середине сентября, через три дня после свадьбы сестры справили проводы, а 26-го числа попрощались с родными и односельчанами. Гомель, Марьина Горка, курс молодого бойца и присяга в Кушке, самой южной точке Советского Союза, а там — самолет на Шиндант.
В первом письме с обратным адресом полевой почты родители узнали, что на долю их сыновей выпали нелегкие испытания. Сколько раз замирало родительское сердце, когда проезжающая мимо хаты машина сбавляла скорость: не спешит ли кто в хату со страшной вестью. Валентина Семеновна даже запрос посылала министру обороны Язову с прошением вернуть сыновей из горячей точки. Но ответ был суровый — приказы не обсуждаются. С их именами она ложилась, молитвой за них начинался каждый новый день матери. Защиты у Бога просила для внуков и бабушка, ставя в церкви свечки за здравие своих солдатиков, несущих службу в далеком краю.
А они воевали
Их артиллерийский полк располагался в пяти километрах от Герата. Вова управлял тягачом с гаубицей, Валера и Юра водили командно-штабные машины, которые использовались в разведке и управлении, выезжали с десантом на корректировку огня. На своих КШМ-ах они исколесили весь Афганистан. Привыкшие к почти спартанским условиям сельской жизни Федоровичи быстро адаптировались к службе и местному климату, особенно изводившему наших солдат в летний зной. Пороху им пришлось понюхать изрядно, правда, рассказывают интернационалисты об этом неохотно. На войне, как на войне, и смерть не раз стояла за спиной, когда от рук противника гибли солдаты, и примеров настоящей отваги было много, впрочем, хватало и всякого негатива. Поначалу жуть брала, а потом, говорят, привыкали, и страх отступал.
С одной стороны им было втроем легче, незримо чувствуя плечо друг друга, но с другой — переживания и тревоги тоже ведь утраивались. «Смелого пуля боится, смелого штык не берет», это про них сказано. И еще на войне выручал коллективизм сослуживцев и уверенность в товарище, как в себе самом.
С местными надо было держать ухо востро — днем он мирный житель, а как стемнеет — уже «дух» и может пустить пулю в спину. Но детей афганских всегда подкармливали, на их просящее «бухор-бухор», что значит кушать, щедро делились пайком, отдавали ящиками тушенку, сгущенное молоко. А сами скучали по деревенскому салу и радовались, когда колонна привозила с Родины гродненские сигареты «Орбита»: для курящих полагалось 15 пачек в месяц, тем, кто не дымил, табак заменяли таким же количеством сахара. Там, на войне, они не думали о смерти, ведь у молодых и отчаянных еще вся жизнь впереди. Очень ждали писем от родителей с простыми деревенскими новостями, они здорово поддерживали ребят на службе. Конверты мама подписывала по очереди — Вове, Юре, Валере, но читали братья долгожданные строчки вместе.
Первый год пролетел быстро, а вот дембеля Федоровичи ждали, замена пришла только спустя три месяца. В праздничный день, 23 февраля 1985 года, бравая троица в форме с иголочки и сапогах по солдатской моде гармошкой уже была в Житковичах. Переночевали здесь у сестры Тамары, а назавтра у родителей собрались все Гричиновичи — порадоваться за родных, что дождались живыми с войны своих солдатиков – не задела их вражеская пуля, обошла беда стороной. Вот только на память об Афганистане закрепилось за ними деревенское прозвище Душманы.
Под мирным небом
И недели не минуло, как пошли хлопцы на работу, началась мирная жизнь. Первым через четыре года женился Валера, семья обосновалась в Милевичах. Супруга Екатерина Ананьевна учитель начальных классов в местной школе, как мама, а он, получается, сменил отца в автопредприятии, колесит на автобусе по району. Эту профессию, кстати, выбрал и один из сыновей, который работает в Гомельском автопарке. Оба наследника привели невесток, младший уже подарил родителям внука.
Юра с семьей живет в Ленине. У них с Галиной Васильевной самая большая семья: четыре дочки и долгожданный сынок. Трое из них уже студенты. Главный Федорович работает на тракторе в Микашевичском леспромхозе.
Дальше всех братьев забрался Вова. Лет 15 как они с женой Марией Александровной и тремя детьми переехали в Солигорский район. Оба трудятся в колхозе «Краснодворцы»: он — на тракторе, супруга — диспетчером. Сыновья учатся, дочка еще школьница.
Оптимисты по натуре Федоровичи не любят говорить о прошлом — служили как все, и ничего в том героического не видят, они живут днем сегодняшним, вместе преодолевая и радостные события, и трудности, без которых тоже, к сожалению, не обходится. В 25 лет несчастный случай забрал жизнь старшего брата Николая, два года назад не стало мамы. На пороге родительского дома своих детей теперь встречает только Максим Михайлович.
Соберутся братья и 15 февраля в день вывода советских войск из Афганистана, чтобы вспомнить время службы, своих боевых товарищей. И, наверное, в душе еще раз поблагодарят судьбу за самый большой подарок и награду – сохраненные жизни в той необъявленной войне, эхо которой и сейчас доносится из ущелий Кандагара.
Светлана Шеколян.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала председателя Ленинского сельисполкома Василия Немченю.
Фото из семейного архива.