Белорус спроектировал третью ступень гагаринской ракеты
12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики.
Все помнят знаменитый возглас Гагарина: «Поехали!» Однако мало кто знает, что спустя 30 секунд после старта из космоса вновь раздался ликующий голос: «Косберг сработал!»
На космодроме все в этот момент облегченно вздохнули и поняли, что корабль вышел на орбиту и сработала третья ступень ракеты, главным конструктором которой был Семен Ариевич Косберг.
Хотя с тех пор прошло более 50 лет, широкой общественности его имя мало известно.
Косберг родился 14 октября 1903 года в Слуцке. Он был четвертым ребенком в семье, а всего в ней было девять детей. Отец его был кузнецом. Семнадцатилетним юношей Семен поехал в Ленинград — работать и учиться. Первые самостоятельные шаги в жизни у него связаны с фабрикой имени Халтурина. Работая здесь, он закончил рабфак, а затем политехнический институт. После поступил в Московский авиационный институт, а после его окончания в 1931 году работал в проектных организациях авиационной промышленности.
В годы Великой Отечественной войны Косберга назначают главным конструктором ОКБ. С несколькими специалистами, эвакуированными на восток, Семен Ариевич принялся создавать новую по тому времени технику — агрегаты непосредственного впрыска для поршневых авиационных двигателей.
После войны авиация вступила в реактивный век. Высокое сознание ответственности, техническое предвидение Косберга вывели его ОКБ на передовые позиции науки. Семен Ариевич одним из первых понял, что новая космическая техника даст толчок развитию всех отраслей народного хозяйства.
Это относится к началу 50-х годов. В то время набирал силу коллектив Сергея Королева. И вот 10 февраля 1958 года в Москве состоялась встреча Королева с Косбергом. «Они встретились как старые знакомые», — вспоминает один из заместителей Косберга. Королеву хорошо были известны созданные Семеном Ариевичем образцы авиационных реактивных двигателей. Сергей Павлович предложил заняться разработкой двигателей для ракет.
Уже через девять месяцев коллектив Косберга совместно с ОКБ Королева создал свой первый жидкостный ракетный двигатель. Можно считать, что именно он вывел Косберга в космос.
Сотрудники воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) могут полноправно заявить: «А ведь это мы отправили Гагарина в космос!» Именно в Воронеже создали двигатель третьей ступени для ракеты-носителя «Восток», которая доставила Юрия Гагарина на орбиту. Именно благодаря этому двигателю впервые в истории была достигнута вторая космическая скорость (11,2 км/с), позволившая преодолеть гравитационное притяжение Земли.
Работы по созданию двигателей для освоения внеземного пространства в КБХА начались в 1958 году, когда основоположник советской практической космонавтики, главный конструктор ОКБ-1 Сергей Королев поручил предприятию создать двигатель для первого в истории полета на Луну. Ни одно конструкторское бюро СССР не взялось сделать это даже за пятилетку, а КБХА создало двигатель за 9 месяцев.
Как вспоминают очевидцы, работать приходилось по трое суток подряд, порой без выходных. Благодаря воронежскому двигателю РД-0105 12 сентября 1959 года на поверхность Луны был доставлен вымпел СССР, а 4 октября 1959 года сфотографирована обратная сторона спутника Земли. Позднее одному из лунных кратеров на темной стороне было присвоено имя основателя воронежского КБХА Семена Косберга.
В 1960 году на базе двигателя РД-0105 в КБХА создали двигатель РД-0109 для той самой гагаринской ракеты.
Ну а в 1963 году в КБХА создали двигатель РД-0110 для третьей ступени самой долгоживущей ракеты-носителя «Союз». С тех пор ракеты «Союз» с этими двигателями летали более 1700 раз — это мировой рекорд. И за все время по вине воронежского двигателя не было ни одной аварии.
Копия того самого РД-0109 для гагаринской ракеты «Восток» до сих пор хранится в музее КБХА.
Ступени ракеты — это поочередно работающие двигатели. Первая ступень отрывает ракету от Земли и выводит в верхние слои атмосферы, вторая — выводит ракету на околоземную орбиту, третья — преодолевает гравитационное притяжение Земли и выводит ракету в открытый космос. При этом век ракетного двигателя недолог — всего около 300 секунд.
Двухступенчатая ракета-носитель конструкции Сергея Королева успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Однако дальнейшее изучение космического пространства было невозможно без третьей ступени. Дело, за которое взялся Косберг, было новым, необычным: предстояло создать двигатель, который в космическом вакууме завершает разгон аппарата до второй космической скорости. И третья ступень была создана в рекордно короткие сроки.
На следующий день после полета Юрий Гагарин подарил Косбергу номер газеты «Волжская коммуна» с сообщением ТАСС и своим портретом. Первый автограф первый космонавт сопроводил лаконичной надписью: «За третью ступень!».
Новой самостоятельной разработкой ОКБ Косберга стал двигатель с тягой 5,6 тонны, который был установлен на третью ступень ракеты-носителя, получившей название «Восток». Более поздние ее модификации использовались для запуска космических кораблей «Восход», а с 1967 года — кораблей «Союз». Другая, уже четырехступенчатая модификация той же ракеты «Восток» использовалась при запуске высокоапогейных искусственных спутников Земли, космических аппаратов, осуществляющих мягкую посадку на Луну, первых запусках к Венере и Марсу. В начале 60-х годов Семен Косберг был привлечен генеральным конструктором Владимиром Челомеем к созданию двигателей для второй и третьей ступеней ракеты-носителя «Протон». С этой ракетой связаны такие события, как вывод на околоземные орбиты автоматических станций «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Луны, доставка на Луну луноходов, запуск межпланетных космических аппаратов, взявших пробы лунного грунта, совершивших посадку на Марсе и Венере.
Все, кто работал с Косбергом, вспоминают атмосферу доброжелательности, которую он умел создать и поддерживать. Тонкий юмор, вовремя оброненная острота незаметно снимали напряжение трудных будней его сотрудников.
Марк Галлай вспоминает: «В одном из экспериментальных пусков на двигателе третьей ступени обнаружились какие-то загадочные неполадки. Совет главных конструкторов подсистем космического комплекса поручил Косбергу «разобраться и устранить». И вот между текущими делами очередного пуска государственная комиссия слушает отчет Семена Ариевича о проделанной работе. Перед слушателями был развернут веер гипотез — предположений о возможных причинах злополучных неполадок. Потом пошли эксперименты очень тонкие и остроумные, разделившие первоначальные гипотезы на две части: подтвердившиеся и опровергнутые. Так родилось четкое представление о физике обнаруженных явлений. Ну а дальнейшее было, как говорится, делом техники: физика явлений породила конструктивные формы, затем в ход пошла технология и, наконец, как завершение всего и огневые испытания.
Доклад Косберга произвел впечатление своей четкостью, определенностью, глубокой уверенностью в том, что больше подобных неполадок быть не может, а главное, масштабом сделанного в столь короткий промежуток времени».
Семен Ариевич философски относился к преподносимым техническим сюрпризам. «Отклонение от нормы — это норма, — шутил он, — хуже, когда поначалу все идет гладко». На космодроме во время запусков предпочитал без надобности не обсуждать вопросов науки и техники.
Почти двадцать пять лет доктор технических наук, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда Семен Ариевич Косберг возглавлял свое ОКБ. Он погиб в автомобильной катастрофе в январе 1965 года.