Гонка подводных вооружений
9 июня 1959 года на воду была спущена первая американская атомная подводная лодка «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. После этого территория СССР стала уязвимой для ядерных атак США. Советские конструкторы спешно кинулись в погоню.
1.«Ленинский комсомол» против «Джорджа Вашингтона»
В гонке военных технологий между СССР и США во время холодной войны не было абсолютного лидера. Советский Союз со значительным опережением развивал ракетные технологии. Бомбу сделали раньше Штаты. Они же на первых порах лидировали и в создании атомных подводных лодок.
Так, первая американская лодка с ядерным реактором «Наутилус» с торпедным вооружением была спущена на воду в 1954 году, а год спустя она поступила на вооружение ВМФ США. Первую советскую торпедную ПЛА проекта 627 – К-3 «Ленинский комсомол» — начали строить лишь в 1955 году. А ввели ее в строй в конце 1958 года.
К этому моменту у американцев уже начали поступать на вооружение подводные лодки следующего поколения – «Скипджек», помимо торпед вооруженные крылатыми ракетами. А в конце 1959 года была введена в строй ВМФ США первая в истории атомная подводная лодка с баллистическими ракетами — «Джордж Вашингтон».
Советский Союз сначала создавал свой стратегический подводный флот на базе дизельных лодок (проект АВ611). Первая отечественная стратегическая ПЛА проекта 658 появилась в конце 1960 года. При этом по вооруженности она сильно проигрывала «Вашингтону», имея на борту 3 ракеты против 16. И при этом ее винт «шумел на весь океан».
Столь малое внимание к данной проблеме со стороны высшего руководства СССР объясняется тем, что Хрущев делал главную ставку в противостоянии США на баллистические ракеты наземного базирования. На первых порах это казалось логичным, поскольку «продукт» С.П.Королева с начинкой А.Д.Сахарова мог с легкостью достигать любой точки североамериканского континента.
Однако по мере совершенствования средств противоракетной обороны и средств космической разведки стало понятно, что скрытность базирования наступательного ядерного потенциала и неожиданность атаки становятся чрезвычайно важными в условиях бурного развития военной техники. И наилучшим образом таким требованиям соответствуют атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ).
И Советский Союз начал экстренно догонять ушедшие вперед Штаты. Догнать удалось лишь в середине 70-х годов. А вперед советский атомный подводный флот вышел в 1980 году. В то время на вооружении ВМФ СССР находилось 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских ПЛА с 668 ракетами.
2. И немного блефа
Появление на свет «Джорджа Вашингтона» было весьма эксцентричным. Конструкторы, движимые желанием опередить русских любой ценой, приняли беспрецедентное решение. Взяли готовую лодку серии «Скипджек», разрезали ее пополам и в середину, позади рубки, вставили 40-метровую секцию с пусковыми шахтами баллистических ракет. Так из многоцелевой атомной субмарины, вооруженной торпедами и крылатыми ракетами, получился грозный ракетный подводный крейсер стратегического назначения.
Тем самым было положено начало серии из пяти подводных стратегических крейсеров, в которую помимо «Джорджа Вашингтона» вошли «Патрик Генри» (введена в строй в апреле 1960 года), «Роберт Е. Ли» (сентябрь 1960), «Теодор Рузвельт» (февраль 1961), «Авраам Линкольн» (март 1961). Все пять лодок ВМФ США получил за год и три месяца. Столь стремительная скорость объясняется тем, что все субмарины строились в разных доках практически параллельно.
Все пять первых американских стратегических ПЛАРБ вошли в состав 14-й эскадры подводных лодок Атлантического флота. Но боевое патрулирование они вели не только в Северной Атлантике, но и в Средиземноморье, чтобы быть поближе к границам своего главного вероятного противника. Это было необходимо, поскольку максимальная дальность установленных на ПЛАРБ ракет «Поларис» равнялась 2200 километров. Лодки базировались в заливе Ферт-оф-Клайд Ирландского моря, где ВМФ США по договору с правительством Великобритании основал комплекс сооружений по обслуживанию своих стратегических субмарин.
«Первенец» — «Джордж Вашингтон» — в ноябре 1960 года приступил к патрулированию, проведя 66 дней в Баренцевом море. Это стало причиной сильной головной боли в Главном штабе ВМФ СССР. В результате на самом верху приняли постановление о форсировании создания советских ПЛАРБ.
Однако через много лет выяснилось, что американцы в какой-то степени блефовали. Потому что установленные на «Джордже Вашингтоне» «Поларисы» не сильно отличались от нашей «Булавы», какой она была три года назад. 75% боеголовок первой партии «Поларисов» имели те или иные серьезные дефекты. В связи с чем нахождение первого семейства стратегических субмарин вдали от американского материка для граждан США было большим благом. Но, правда, и одной исправной ракеты с термоядерной начинкой хватило бы, чтобы разжечь Армагеддон.
3. «Локхид» веники не вяжет
Для своего времени «Джордж Вашингтон» полностью решал возложенные на него задачи. И главная из них – необнаружимость противником – была решена лучше, чем в первой советской ПЛАРБ проекта 658.
Еще одно неоспоримое достоинство – ни с одной лодкой не случилось ЧП. Все они честно отслужили порядка четверти века, после чего были списаны и утилизированы.
Что же касается прочих характеристик, то «Вашингтоны» с неба звезд не хватали. Что, впрочем, не самое главное для инструмента устрашения. Главным был сам факт наличия 16 термоядерных ракет «Поларис» на борту, каждая из которых имела заряд 600 килотонн.
Субмарина имела длину 116 м, ширину – 10,5 м. Водоизмещение – 6700 т.
Подводная скорость – 25 узлов, надводная – 18 узлов.
Максимальная глубина погружения – 180 м.
Ядерный реактор – водо-водяной. Две паротурбины с суммарной мощностью 30000 л.с.
На случай аварии силовой установки был установлен дизель, обеспечивавший скорость хода в 5 узлов.
Экипаж – 112 человек.
Для обороны предназначались 6 торпедных аппаратов с боезапасом 18 торпед Mark 16.
Запуск ракет производился из подводного положения с глубины до 20 метров с ограничениями по скорости хода до 5 узлов и дифференту.
Ракеты «Поларис» были самой сильной в техническом отношении стороной субмарины. Они развивали скорость в 3600 м/сек. Наивысшая точка траектории – 600 км. Максимальное отклонение от цели – 900 м. Дальность – 2200 км.
«Поларис» — твердотопливная ракета, имевшая две ступени. Она была компактна: длина 8м, диаметр – 1,3м. Подготовка к первому пуску после получения команды занимала 15 мин. После чего с интервалом в одну минуту последовательно уходили все остальные ракеты.
Первоначально «Вашингтоны» были укомплектованы «Поларисами» модификации А-1. В середине 60-х годов их заменили на модификацию А-3, которая имела три разделяющихся заряда по 200 килотонн каждый. Она имела гораздо большую дальность – 4600 км. Разработчик ракет – компания «Локхид» — создал для «Полариса» модификации А-2 комплект средств преодоления противоракетной обороны. В него входило 6 ложных целей и дипольных отражателей, а также генераторы активных помех. Однако распространения он не получил – этими средствами были оснащены ракеты, установленные лишь на одной стратегической субмарине.