Этому предприятию город обязан своим статусом. Как и появлением в Житковичах двух микрорайонов – Озерного и Зубренка
Всем известно и то, что Житковичский моторостроительный завод возвел поликлинику, школу № 3, единственный в населенном пункте бассейн. Сюда можно добавить городские очистные сооружения, водозабор, инженерные коммуникации, два детских сада.
Конечно, случилось это в период его становления, базирующегося на производстве авиадвигателей и тесной связи с потребителем специфической продукции в России.
Тем не менее, ЖМЗ и сегодня является одним из крупнейших предприятий района. А еще — истребители, продемонстрированные в Москве во время парада к 70-летию Победы, в своих авиадвигателях несут и частичку вклада наших земляков.
Об этом и многом другом накануне тридцатипятилетия ЖМЗ, которое он отметит 9 июня, рассказал исполняющий обязанности директора Константин Савостеня.
— Константин Петрович, 35 лет для предприятия — не возраст, но на его долю выпало испытание переменами. Даже смиренные китайцы пожелание жить в эпоху преобразований считают чуть ли не проклятием.
— Трудные времена наступили с развалом СССР. До этого процветающему предприятию пришлось искать новые способы производства. Комплектующие детали для турбокомпрессорного стартера (ТС-21), используемого в качестве агрегата наземного запуска авиационного двигателя самолетов Су-17, Миг- 23 и других, которые завод поставлял Рыбинскому моторостроительному объединению, утратили актуальность. Из-за нарушений экономических связей вопрос стоял о заморозке ЖМЗ. Чтобы этого не случилось, пришлось искать пути перехода на выпуск гражданской продукции. Таким образом, была разработана программа импортозамещения.
— Что стали выпускать из этого разряда?
— Поскольку надо было находить другой ассортимент, остановились на насосах шестеренных для Минского моторного завода. С этой целью пришлось закупить как новое оборудование, так и станки б/у других предприятий республики для производства корпусов, крышек, агрегатные станки, осваивать новые для нас технологические процессы. Позже стали развивать литейное и термическое производства.
— Какова сегодня форма собственности завода?
— С 2003 года он входит в производственное объединение «Минский моторный завод», являясь открытым акционерным обществом. Оставаясь, по сути, государственным предприятием.
— Собственник ЖМЗ выделяет деньги на модернизацию?
— Для этого, расширяя рынок сбыта, приходится зарабатывать самим. Например, в 2004 году закупили 60 различных, современных станков, 28 из них поставил Московский завод «Салют», с которым продолжаем сотрудничать и сегодня. Удалось сохранить экономические и личные отношения с этим давним партнером. Инновационный подход в свою очередь расширил номенклатуру и объемы производства. Сказалась модернизация на качестве и снизилась себестоимость. Сегодня завод выпускает свыше ста наименований. Кроме масляных насосов, — валы и коробки передач для МАЗов; поршни, валы, шкивы проставки и др. к дизельным двигателям; узлы для зерноуборочных комбайнов и т.д.
— Константин Петрович, что же осталось в списке предприятия от былых авиационных заказов?
— По-прежнему стабильным нашим партнером является «Салют». Для него мы изготавливаем детали и узлы к авиадвигателям и производим их капитальный ремонт. В том числе вся продукция используется для военных самолетов. Кроме того, сегодня мы поставляем продукцию в Египет, Пакистан, Вьетнам, Венгрию, Камбоджу. У нас долгосрочные связи, а это значит — стабильный доход. К слову, по экспорту ЖМЗ входит в тройку лидеров района.
— От этого — заработная плата работникам?
— Именно так. У нас сдельно-премиальная оплата труда, хороший социальный пакет. Поскольку, безусловно, основное достояние завода — коллектив. Тридцать процентов сотрудников работают на предприятии более 30 лет. Опытные, квалифицированные специалисты. Стаж еще такой же части на ЖМЗ — больше 20 лет. Конечно, в советское время здесь трудилось около 1000 человек, но и сегодня половина этих людей численно в штате. Не секрет, что завод стал своеобразной кузницей кадров для многих предприятий района: «Сатурна», «Протона», «Житковичского коммунальника». И куда бы ни пришли выходцы из ЖМЗ, везде о них отзываются, как о хороших, добросовестных специалистах. Так что от предприятия и в этом плане — польза району. Хотя, конечно, мы сами очень дорожим людьми. При модернизации производства они осваивают смежные профессии: и для человека дополнительная возможность дохода, и для предприятия — не нужно приглашать кого-то со стороны. Сегодня каждый наш рабочий должен уметь читать чертежи, трудиться на станке с программным управлением и т.д.
— У вас достаточно энергоемкое предприятие?
— В свое время не газифицировали объект, поэтому все оборудование – на электроэнергии. Несмотря на то, что работаем в три смены (тариф в ночное время ниже), ежемесячно затраты этого направления составляют около 600 млн. рублей. Так что мы вполне выгодные партнеры Житковичского РЭСа. Кроме того, формируя социальный пакет, «помогаем» зарабатывать «Гомельоблавтотранс»: 50% стоимости проезда своим работникам мы компенсируем путем оплаты проездных билетов.
— И это все льготы?
— Нет, конечно. На заводе отличная столовая, где работники могут получить комплексный обед за половину его цены. Есть два общежития, где могут прекрасно себя чувствовать молодые специалисты не только нашего предприятия — по возможности выделяем жилье учителям, врачам.
— Накануне праздника, чтобы вы пожелали коллегам и предприятию?
— Всем добра, удачи, мира и экономического подъема.
Валентина ПОКОРЧАК.