Железка! Без вариантов. Таков профессиональный выбор сделала житковчанка Жанна Горячева
«Будьте осторожны! Пассажирский поезд «Гомель – Брест» прибывает на первый путь». Каждый раз приходится слышать подобное предупреждение-сообщение, звучащее из репродуктора на железнодорожном вокзале Житковичей. Кого-то оно приближает к долгожданной встрече, иного отправляет в короткий или долгий путь, да и просто у каждого ассоциируется с путешествием. Один из таких обнадеживающих голосов и принадлежит потомственной железнодорожнице, работающей дежурной по станции Житковичи почти тридцать лет, Жанне Горячевой. Мягкий, доброжелательный тон, прорываясь сквозь гудки поездов и перестук вагонов, раздается и в локомотиве машиниста, ориентируя составы на временную остановку.
Свою жизнь вне железной дороги Жанна Александровна и не припомнит. Иногда, кажется, что родилась, сразу вдохнув специфический воздух, наполненный ароматом мазута и дизельного топлива. Но все же самое сильное впечатление детства — несколько иные запахи и виды. Отец, работая машинистом маневровых паровозов, возвращался домой, сверкая лишь белыми зубами, разительно выделявшимися на фоне закопченных углем лица и одежды.
— Досталось жене машиниста постирать этой пыли, — вспоминает, жалея маму, Жанна Александровна. — Стиральных машин ведь тогда не было, все приходилось делать вручную.
А свою судьбу, связавшую ее навек с железной дорогой, она определяет шутливо: «Купили меня за свисток!» Именно возможность посигналить и восторг от звука, разлетавшегося над городом, поощряли маленькую Жанну приносить отцу обеды. Вот так ходила-ходила да и осталась. Ведь по окончании школы даже вопросов не возникало с выбором вуза — понятно, железнодорожный. Факультет, правда, почему-то предпочла электромеханический. Он-то и привел ее в дистанцию сигнализации и связи Витебска на одноименную должность. Место жительства после рождения детей сменила — муж захотел вернуться в родной город. А вот профессии оказалась по-прежнему верна. Кстати, говоря о потомственности, а супруг, к слову, работает там же, то есть — на станции Житковичи Гомельского отделения Белорусской железной дороги, товарным кассиром, по стопам Жанны Александровны двинулась и ее сестра. Только Наташа немного отклонилась от маршрута в сторону факультета эксплуатации вагонов. В этот же список попадает и шурин нашей героини. Продолжают его — оба сына. Пусть только старший Виталий посвятил себя выбранной специальности вагонника, но и младший Юрий, как и брат, получил диплом железнодорожника. Даже закрепил профессию, немного поработав таким же, как его мама, дежурным по станции. Это сумма династии, а если сложить годы работы, трудно и вообразить цифру. Только сама Жанна Александровна, включая институт, отдала стальной магистрали сорок семь лет. Сколько за это время пришлось пройти — тема отдельная. Хорошо запомнилось «боевое крещение», врезавшееся в память одной фразой: железная дорога – зона повышенной опасности. Впервые студентами оказались на практике и, чтобы преодолеть стальную магистраль, следуя опыту, она сунулась под вагон стоящего состава. Тут же в ее спину вцепился наставник, буквально выхватив из-под поезда, резко бросив: так можно головы лишиться!
— И сегодня, какой бы длины не был состав, пусть хоть два-три километра, я его обойду, — уверяет дежурная по станции. — Жизнь дороже.
Кому, как не этой милой железнодорожнице лучше известно. Тот давний трагический случай, когда женщина оказалась под колесами дизель-поезда, произошел в ее смену. Не хотелось бы снова стать даже свидетелем.
Это печальная история, но есть в этой ответственной работе и вполне веселые. Особенно, если вспомнить, что транспортные организации раньше назывались частями, являя собою полувоенные объекты. С вытекающими элементами секретности, сохранив этот отзвук нераспространения и сегодня. Только недавно специальное устройство-громкоговоритель, о котором упоминалось, снабдили кнопкой «вкл.-выкл.». До этого дежурная, нажав нужную клавишу, закончив сообщение, просто ее отпускала, таким образом завершив внешний монолог. Кнопка появилась, а привычка, наработанная годами и закрепленная на автоматизме, осталась. Вот несколько раз удивленные пассажиры вокзала и посвящались в «тайны вселенские». Впрочем, они тоже посмеивались.
Самое трудное в ее непредсказуемой работе — ночные смены. В особенности, если наполняются неполадками разного характера. Ведь Жанна Горячева «командует» не только машинистами, случается «управляет» тепловозами, которым нужна помощь. Поскольку информация первой приходит к ней. И еще, ни одного дня или ночи похожих отдаленно друг на друга в ее работе не бывает. Так что опыт — не повод к расслаблению. А вот к поощрению — в самый раз. Накануне Дня железнодорожника Жанне Александровне вручили Благодарность РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги». С чем ее и поздравляем.
Валентина ПОКОРЧАК.