Производство, как театр — с вешалки, начинается с облагороженной территории и дисциплины, — так считает директор Житковичского торфобрикетного завода Виктор Купрацевич
Молодые яблоньки на фоне громоздкого промышленного цеха резко контрастируют с задымленной его серостью. А между тем, это всего лишь штрих, внесенный в картину жизни Житковичского торфобрикетного завода его директором Виктором Купрацевичем (на фото второй справа). Ведь большое происходит от малого, а производство, как театр — с вешалки, начинается с облагороженной территории и дисциплины. В этом уверен опытный руководитель, как и убежден в том, что жесткая экономия затрат и ресурсов помогает сегодня держаться ТБЗ на плаву. И, к тому же — нести определенную долю ответственности за поселок Червоное, который торфобрикетный когда-то «приручил».
— Виктор Прохорович, темпы производства уменьшились по объективным причинам сокращения рынка сбыта. Это случилось из-за сошедших на нет экономических отношений со Швецией?
— В частности, хотя нельзя сказать, что это решающий аспект. В большей степени здесь сыграли роль погодные условия оказавшейся аномально теплой зимы. По этой причине меньше обычного реализовали топлива. Что до стран Европы, то та же Швеция заявляет сегодня о перспективе использования торфа в качестве питательных грунтов. И вполне возможно мы получим заказ порядка 20 тысяч тонн этого направления. Буквально в течение трех дней проходили переговоры на предмет сотрудничества с представителями Чехии, Польши и России. Здесь речь шла о брикетах, образцы которых они увезли с собою, чтобы принять окончательное решение.
— И все же основные партнеры?
— ТЭЦ, работающие на местном топливе. Та же Речицкая, потребляя 10 тысяч тонн брикетов ежегодно, остается финансово ответственным заказчиком. В отличие от не выполнивших свои обязательства по расчетам предприятий и в нашем районе. Но большей, на мой взгляд, проблемой являются посредники. Торфобиркетный завод производит продукцию, которую в нашей стране может реализовывать самостоятельно. А приходится это делать в том числе, через райтопы (есть еще и коммерческая сеть перекупщиков). Райтопы, следуя государственной программе дотации социально незащищенных групп населения, получают возмещение разницы в стоимости из бюджета. А производитель остается при своих интересах. При этом сегодня существует задолженность этого посредника перед нами в семь миллиардов рублей. Я побывал во многих районах Гомельской области, встречался с представителями хозяйственных активов, исполкомов. Мне удалось убедить ряд юридических лиц в районах области заключить с нами договоры о прямых поставках. Цена для них снизилась до 25 процентов. На мой взгляд, объединение заводов и пунктов реализации (неважно кого к кому присоединив) облегчило бы финансовый пресс расходов. Однако на данном этапе лишь строжайшая экономия материальных затрат позволяет нашему предприятию выжить.
— Виктор Прохорович, нефти и газа в мире, по оценкам ученых, хватит лет на 50-70. Сколько времени, по Вашему мнению, можно еще добывать торф у нас?
— Есть в Беларуси районы, где ресурс ограничен двумя-тремя годами, при условии, что не отдадут под торфяники часть полей, изъяв их из сельхозоборота. Потенциал нашего же предприятия сегодня не меньше десяти лет. Но ныне рассматривается вопрос выделения под добычу торфа 239 га в Солигорском районе. Уже длительное время идет процедура отвода земли. Также планируется увеличение мощности брикетного завода до 150 тысяч тонн за счет освоения торфяного массива «Замошье» на востоке от озера Червоное. Существует специальная государственная программа, в рамках которой на эти цели предусмотрено 350 миллиардов рублей инвестиций из бюджета: разработка проектной документации, строительство шестнадцатикилометровой железнодорожной колеи, электрообеспечение производственной базы, дамбирование озера. И, безусловно, основное, ради чего затевается подготовка полей при нынешнем перепроизводстве, — рынок сбыта. В нашем случае — запуск в эксплуатацию ориентировочно в 2017 году Мозырской ТЭЦ, где среди восемнадцати торфобрикетных заводов республики житковичский станет основным поставщиком. Это в перспективе может довести добычу торфа до 300 тысяч тонн в год. Для сравнения, нынешняя цифра известна, а наибольшее количество отмечено 70-ми годами прошлого века — 550 тысяч тонн в год. И, говоря о временном потенциале, — «легких Европы» хватит на 50-100 лет. Плюс выработанные площади, выполняя природоохранные обязательства, мы повторно заболачиваем. Пусть и нарастает торф очень медленно, примерно до сантиметра в 50-70 лет, потомкам будет что оставить.
Наша справка
ОАО «Житковичский ТБЗ» начал добычу торфа в 1971 году. Несколько раз в течение своей деятельности он менял названия. После акционирования в 2009 году предприятие вошло в состав ГПО «Белтопгаз» Министерства энергетики. На ТБЗ сегодня заняты 228 человек, средняя зарплата которых составляет 4,6 миллиона рублей. Штат с прошлого года, по причине спада объемов производства, уменьшился естественным путем на 41-го сотрудника. Около 40 человек заняты непосредственно на добыче торфа.
За семь месяцев текущего года ТБЗ произвел 23,8 тысячи тонн торфобрикетов, что по сравнению с аналогичным периодом 2014-го меньше на 14,4 тысячи тонн. При этом Житковичский торфобрикетный завод первым среди предприятий торфяной отрасли в республике закончил добычу качественного торфа. За май-июнь показатель по его добыче выполнен на 103,6 процента (план 110 тысяч тонн, фактическое выполнение — 114 тысяч тонн). На некоторых предприятиях добыча торфа продолжается и сегодня. Огромную роль в его добыче и реализации брикетов играют погодные условия. В первом случае желательно тепло без осадков, во втором — холодная зима. В любом случае, отопительный сезон должен ситуации в соотношении «себестоимость – реализация» выровнять.
По результатам работы за январь- июль себестоимость 1 тонны добытого торфа составляет 40715 рублей, что ниже уровня прошлого года.
Электрогазосварщик Анатолий Рубис полтора десятка лет отдал Житковичскому торфобрикетному заводу. Нет операции в сфере Анатолия Александровича, которую он не выполнил бы профессионально. Своей добросовестностью и, конечно же, талантом он привлекает не только коллег по ТБЗ, но и аграриев соседних хозяйств. Просто лучше никто не сделает, а невозможного для него нет. Любовью к профессии заразил и двух сыновей, один из которых получил диплом сварщика, а второй – на пути к нему. Такая вот династия. Труд же самого отца накануне профессионального праздника отмечен Почетной грамотой районного Совета депутатов.
Владимир Козел, сменный мастер брикетного цеха, возглавляет бригаду из восьми человек. Весь процесс изготовления топлива у него — под неусыпным контролем. Включая и технологические параметры влажности, насыпной плотности торфа. Как и отсеивание из него ненужного мусора, среди которого попадаются даже осколки и патроны времен Отечественной войны. Бесперебойно ребята выдают 300-350 тонн брикетов в смену. А результат работы мастера, в свободное время предпочитающего рыбалку на озере Червоное, одобрен Почетной грамотой ГПО «Белтопгаз».
Труд Михаила Макаревича в этом году отмечен почетной грамотой Житковичского районного исполнительного комитета. Машинист торфодобывающих машин, почти сорок лет храня верность ТБЗ, остается самым преданным свидетелем его взлетов и падений. Не случайно с рабочей профессией он совмещает должность председателя профкома предприятия. А это еще и авторитет.
Вместе с коллегой Валерием Севериным, которого поощрили к профессиональному празднику Почетной грамотой Министерства энергетики Республики Беларусь, они за два месяца, пусть и в команде, обеспечили сырьем торфобрикетный завод на год. Торф есть всегда, однако взять его надо оперативно и в срок, уверены машинисты. Также как убрать, улыбаются коллеги, зерновые с сельхозполей. При этом, выдержав почти африканскую, до 60 градусов, жару в кабинах своих уникальных агрегатов.
От Александра Синицкого, слесаря-электрика, зависит и мастер, и цех. Ведь его способность «управлять» током обеспечивает беспрерывный процесс изготовления брикетов. Профессия манила парня с детства пониманием и склонностью к ремонту разных реле, розеток и микросхем. Так что выбор не случаен, как и предприятие, на котором он для своих двадцати восьми лет проработал десять лет. Внимательно следит он за мигающими приборами, ремонтируя и поправляя не совсем новую систему. Его трудолюбие заметили в общей схеме — заметили и отметили Почетной грамотой Житковичского районного исполнительного комитета.
Валентина ПОКОРЧАК.