Сергей Петух: «Объективность следствия превыше всего»
12 сентября 2011 года указом главы государства был создан Следственный комитет Республики Беларусь. Орган предварительного следствия образован путем слияния следственного аппарата прокуратуры с подразделениями предварительного расследования из системы МВД и Комитета госконтроля. Это стало еще одним шагом на пути совершенствования системы поддержания законности. Накануне четвертого дня рождения правоохранительной структуры корреспондент газеты встретился с начальником Житковичского районного отдела Следственного комитета Сергеем Петухом.
Представляем собеседника
Сергей Викторович Петух родился в 1980 году. С детства, видя пример отца-милиционера, мечтал о службе в органах внутренних дел. После окончания средней школы поступил на юридический факультет Минского института управления. Профессиональную карьеру начал в 2002 году в качестве сотрудника следственного отдела Жлобинского РОВД, вскоре стал заместителем его начальника. Житковичский районный отдел Следственного комитета возглавил весной 2012 года. Женат. Супруга трудится в РОВД, дочь и сын – школьники.
— Сергей Викторович, выделение органов следствия в самостоятельную структуру, по вашему мнению, оправдало себя?
— Конечно, я, как и мои коллеги, считаю, что решение было принято правильное. Следствие стало более независимым. Чего скрывать, раньше, находясь в подчинении МВД или других структур, следователи вынуждены были отчасти соблюдать их интересы. Теперь же мы всецело занимаемся только своей работой, благодаря чему качество рассмотрения материалов значительно улучшилось. И это самое главное.
— Следственный комитет формировался из сотрудников той же милиции и прокуратуры. Удалось ли вам создать команду единомышленников-профессионалов?
— Костяк коллектива составляют именно эти люди. У нас по штату 20 человек, все вакансии укомплектованы: 15 следователей, 3 руководителя, инспектор режимно-секретной деятельности и водитель. Следователи имеют высшее юридическое образование. В целом, я доволен коллективом. Особо хочу отметить деловые качества таких сотрудников, как Наталья Лебединская, Ольга Татарчук, Олег Толкачев, Анатолий Кондратенко, Владимир Герасименко, Василий Куксик и Александр Ивашкевич. Житковичский РОСК в области находится в крепкой середине, а по некоторым показателям — и выше.
— А каковы они, критерии оценки деятельности отдела?
— Наша работа рассматривается с многих позиций. Прежде всего, это соблюдение сроков рассмотрения уголовных дел. Для обычных устанавливается 2 месяца, в порядке ускоренного производства должны быть закончены в течение 10 дней. Также следователи принимают меры по возмещению причиненного ущерба. Еще один критерий — недопущение оправдательных приговоров и возвращения дел на дополнительное расследование, потому что это свидетельствует о некачественно проведенном следствии. Нельзя допустить привлечения невиновных лиц к уголовной ответственности.
Отмечу, что только за 8 месяцев текущего года РОСК рассмотрел 414 материалов, по 304 из них было принято решение о возбуждении уголовного дела. Закончено 208 дел, 163 передано в прокуратуру для направления в суд.
— Сергей Викторович, меняется ли структура преступности?
— Да, ей присуща определенная сезонность. Летом отмечается рост хулиганств, которые зачастую случаются на отдыхе. Волна хищений из дач проходит в зимний период, когда хозяева уезжают в городские квартиры. Но в среднем количество преступлений остается неизменным – 60 плюс-минус 2-3 дела в месяц. Среди них, как правило, превалируют кражи, уклонение от уплаты алиментов и управление автомобилем в состоянии опьянения.
— А какие криминальные истории остались в вашей памяти?
— За четыре минувших года таких дел было немало, и все они имели республиканский резонанс. Долго не забудется дерзкий расстрел в стиле американских боевиков машины, в которой находились минчане. На почве конфликта его совершил житель Столинского района на дороге возле агрогородка Ленин. Также общественность всколыхнули такие преступления, как убийство жителя Лельчицкого района с целью похищения вырученных им за продажу автомобиля денег и транспортное происшествие недалеко от районного центра, в котором погибли 4 человека и 12 пострадали. Или два убийства в Житковичах, когда муж лишил жизни молодую жену, а несовершеннолетний — мать. «Прославили» наш город и хулиганы, устроившие в ресторане танец с бензопилой.
— Наверное, только в кино преступника изобличают почти мгновенно, а в реальности все по-другому?
— На самом деле расследование — это рутинный труд. У каждого следователя в производстве находится сразу минимум 5-6 дел, и нужно так спланировать свое рабочее время, чтобы хватило для каждого. Впрочем, с опытом, как говорится, рука набивается, и уже по-другому смотришь на многие вещи и порой трудно избежать профессиональной деформации. Но вместе с тем, надо помнить, что для нас это работа, а для подозреваемых и потерпевших – беда, к которой нельзя относиться безучастно. На это мы ориентируем всех сотрудников подразделения: проявлять человеческое отношение к участникам следствия, объективно подходить к любому делу, соблюдать законность и справедливость.
Светлана Шеколян.