Светлый путь энергетика Житковичского района
Каждый из нас приходит в этот мир со своей задачей. И счастье, если среди тысячи троп путем множеством сомнений удается выбрать правильный путь. Сердцем почувствовать предназначение и в короткий стремительный век суметь зажечь добрый и созидательный свет. В особенности, как в нашем случае, — в прямом смысле этого слова. Ведь мы говорим «Житковичский район электрических сетей», а подразумеваем Леонида Мельченко.
Определение «самый» потом будет сопутствовать Леониду Михайловичу всю жизнь. Сначала — самый маленький и самый любимый, поскольку оказался младшим из пятерых детей в семье. Потом — самый молодой — он стал начальником РЭС, когда едва исполнилось двадцать семь лет. Дальше можно подставлять любое из последующих слов — преданный предприятию, ведь отдает ему всю жизнь, мудрый руководитель, терпеливый начальник, заботливый отец. В его сердце есть место многому.
Впрочем, лучше послушать тех, кто знает бессменного почти сорок лет начальника Житковичского РЭС, и самых близких ему людей. Хотя прежде стоит привести слова бывшего председателя районного исполнительного комитета Алексей Степаненко, заметившего, что там, где процессом производства управляет долгое время один руководитель, обязательно отмечается стабильность. Парадокс, казалось бы, но ведь это способность идти в ногу со временем, меняться, учиться. И, как ни крути, факт остается таковым.
Руководитель На этом предприятии при трансформации производственных циклов и непостоянстве погодных условий, на зависть стабильный коллектив. А ведь заслуга не только в организации производственных процессов, но и в подборе нужных людей, без вариантов, администратора. И это своеобразный талант, уверяют коллеги. В частности, Владимир Корнейчук, мастер Житковичских электрических сетей.
— Судьба Леонида Михайловича неразрывно связана с энергетикой, — отраслью, обеспечивающей жизнедеятельность района. Но дело не только в доскональном знании всех профессиональных тонкостей. Он ведь руководитель, а от него зависит и организация решения производственных задач. Для этого необходимо сформировать коллектив профессионалов, что начальнику всегда удается. Многие на предприятии работники имеют высшее и техническое образование. А последние события, когда происходили отключения энергии из-за погодных условий, показали состоятельность специалистов, без сторонней помощи устранивших неполадки, и справились с задачей они достойно. Еще одна черта руководителя — способность доходчиво поставить задачу. Он не просто посылает людей на объект или линию, но четко доводит суть дела. Конечно, требования предъявляет, любит точность, аккуратность и своевременность. И, если ругает, — исключительно за дело. Нет какой-то предвзятости. Еще одна характерная особенность — у него для всех открыта дверь. Будь-то мастер, рабочий или просто посетитель. Возможно, эта старая формация руководителя, но умение поговорить как-то воодушевляет. И еще, знаете, случаются разные нестандартные ситуации, и порою где-то в лесу или в поле приходится энергетикам работать сутками. И все знают, сколько бы не находились специалисты на объекте, руководитель будет оставаться на работе. А, по окончанию, это его человеческое спасибо дороже всех грамот и поощрений. И на душе от искреннего участия как-то теплеет.
— Вообще он должен знать о своих коллегах, если не все, то многое, — уверяет Анастасия Головач, электромонтер-эскизировщик, — в том числе, включая здоровье родителей, членов семьи. И всегда пойдет навстречу. Такое отношение и условия работы, а ведь от руководителя зависит практически весь организационный процесс, способствуют тому, что у нас стабильный коллектив, нет текучести кадров. Леонид Михайлович очень поддерживает молодежь, ориентирует на то, чтобы учились. Да и просто обладает житейской мудростью. Как-то увольнялись два электромонтера, собравшись на заработки в Россию, начальник уговаривал их не ехать, приводя вполне веские доводы бессмысленности поступка. И оказался прав. Ему до каждого работника есть дело. Кто бы не обратился. Под особым вниманием ветераны. В общем, всем старается помочь.
Отец В этом плане Леонид Мельченко человек богатый, ведь Бог дал ему двух сыновей и дочь. Добавьте сюда их половинок, вот и получается большая семья. Самому ему в наследство от собственного отца достались способности к столярничеству, строительству и любовь…к музыке. Ну, с энергетикой и так все понятно. Кстати , увлечение радиоэлектроникой передалось и старшему сыну Геннадию Мельченко. Не остался без созидательной наследственности и младший его брат Виталий. При этом, как отец и дед, с творческой искрой подходит к столярничеству. К тому же уже можно говорить о его состоятельности: своими руками возвел дом, во дворе насадил деревьев, и детки подрастают, радуя целеустремленностью.
— Отец добивался всего в жизни сам, — вспоминает Виталий. — В определенной степени прививал эту самостоятельность и нам. Как-то никогда не наказывал нас строго, стараясь объяснить следствия тех или иных поступков. Помню, в детстве как-то из сочувствия я собрал бездомных собак, загнал их в гараж. Когда папа вернулся домой и обнаружил эту свору, то потребовал животных выпустить. Ведь мы должны нести ответственность за тех, кого приручаем. Это стало уроком. Мой дед очень любил работать с деревом, это передалось и нам. По крайней мере, мне точно. Потом, не имея музыкального образования, папа самостоятельно освоил ряд инструментов. И нам привил любовь к музыке.
— Самые яркие воспоминания? — переспрашивает дочь Алеся Грудницкая. — Мне нравилось, когда мы выходили из дома, — я в школу, а папа — на работу, и по пути он нес мой портфель. Нередко брал меня с собою в командировки. А если не получалось, то всегда привозил нам что-то на тот период дефицитное. Халву, например, в жестяных баночках или «морские камешки». А однажды, что запомнилось навсегда, преподал урок честности. Мне было лет шесть, когда добралась до отцовских многочисленных медалей. Поиграв с наградами, на одной из них оторвала случайно такой себе флажок. Побоялась, что обнаружат и оставила медаль у себя, подумав, что одной больше или меньше, кто будет считать. Однако отец заметил пропажу и стал нас, детей, расспрашивать. Братья, понятно, причастность отрицали. Когда очередь дошла до меня, я также сказала, что не брала. Но он, конечно, догадался. «Я тебя ругать не буду, — сказал тогда, — признайся, ведь обманывать нечестно и некрасиво». То есть, кроме основных постулатов, он учил нас и доверию. А еще — делиться друг с другом по-справедливости. И всех нацеливал на образование. Сегодня даст совет, и даже, когда грустно, ему можно лишь позвонить, и не вдаваясь в подробности, просто услышать родной голос, и все как-то налаживается. Ведь пока живы наши родители, мы чувствуем себя детьми.
Дед — Для меня дедушка — поддержка и опора, он хочет, чтобы я была умной, на это и настраивает всегда, — слегка смущается, говоря о родном человеке, девятиклассница Ангелина Мельченко. Она старшая из внуков, потому и отношения у них особые. — Дед заставил меня ходить в музыкальную школу, он хочет, чтобы мы были всесторонне развитыми людьми. Ведь по его рассказам, прадедушка, даже несмотря на трудные тогда времена, прекрасно играл на скрипке. Что касается моего младшего брата, то для него дед мечтает о военной карьере, и Артем против суворовского училища не возражает. Тем более, он пока единственный, кто продолжит нашу фамилию, и хорошо, если его профессия окажется такой важной и престижной.
— Он учит нас всему хорошему, — в два голоса уверяют десятилетняя Лера и пятилетняя Влада Мельченко. — Хочет, чтобы все его внуки получили музыкальное образование. И научил костер разжигать без спичек, с палочками.
Вообще у специалиста, посвятившего жизнь энергетике района, шесть внуков. И разве не в этом продолжение человека, почти сорок лет дающего району и тем, кто с ним рядом, свет.
Валентина ПОКОРЧАК.