Поможем ребенку с выбором
На пороге окончания базовой школы девятиклассникам необходимо принять одно из первых важных решений в своей жизни — остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль обучения или все же поступать в профессиональное учебное заведение (какое?).
Выпускнику подчас бывает непросто принять правильное решение, поэтому этот выбор не должен быть полностью самостоятельным – школьнику необходимо участие старших членов семьи в построении его жизненного пути.
В 2014 году Президентом Республики Беларусь было поддержано предложение правительства и Министерства образования Республики Беларусь о введении с 2015/2016 учебного года профильного обучения и конкурсного отбора в 10 класс: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. Учащиеся 10-х классов могут выбрать профиль обучения для того, чтобы изучить предметы, необходимые в дальнейшем для поступления, в большем объеме. От этого выбора в немалой степени зависит как успешность обучения старшеклассников, так и их подготовка к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит достойного профессионала. Но прежде чем выбрать профиль обучения, девятиклассник должен определиться с выбором направления профессионального пути.
Однако главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственной жизни. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставится вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой впоследствии сожалеет и он, и его родители. К сожалению, не у всех ребят есть желание посвятить себя конкретному делу. А для некоторых выбор остается только мечтой – они не верят в себя, в свои силы и возможности, сомневаются, не уверены в правильности своего решения.
Как помочь ребенку в выборе профиля обучения, в определении образовательного пути? – один из главных вопросов, стоящих и перед родителями на пороге окончания базовой школы.
Чтобы пойти в профильный 10 класс или выбрать профессиональное учебное заведение сначала необходимо помочь правильно выбрать направление профессионального образования. Для этого родителям необходимо:
– быть в курсе происходящих в школе событий, интересоваться у ребенка, какие мероприятия профориентационного характера проводятся в школе, обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений;
– помочь ребенку сформировать реальное представление о самом себе и дать ему ответить на вопросы: – Какие у него физические возможности и состояние здоровья? Что он хочет (интересы, склонности, предпочтения)? Что он может (способности, успеваемость, самовыражение и т.д.)? Какой он по характеру (целеустремлённость, уравновешенность, общительность и т.п.)? Сопоставить его возможности, особенности личности с требованиями по избранной профессии;
– выяснить, что привлекает его в предстоящей трудовой деятельности. Помочь ознакомиться как можно с большим кругом профессий в избранном им направлении, определить группу родственных профессий. Обсудить «плюсы» и «минусы» избранной профессии;
– выяснить, что его прельщает в выбранной профессии (содержание, предмет труда, требуемые качества личности, престиж, высокая заработная плата и т.д.);
– послушать мнение учителей, классного руководителя, педагога-психолога о возможностях и способностях ребенка. Совместно с педагогами сделать выводы об уровне его готовности к дальнейшему обучению.
После определения направления профессионального образования станет понятно, какие предметы понадобятся ребенку для изучения в профильном классе. Однако и здесь необходимо осознать трудности (внешние и внутренние), которые могут возникнуть в 10 классе. Во-первых – это новый классный коллектив. Сегодня редко кто в старшей школе продолжает учиться в том же классном коллективе, что и раньше. Кто-то переходит в другое заведение, кто-то в параллельный класс. Классный коллектив 10 класса оказывается другим. Поэтому родителям необходимо знать, как ребенок адаптируется в новом коллективе, какие взаимоотношения у него складываются с новыми одноклассниками и учителями, есть ли у него трудности во взаимодействии и как он их преодолевает.
Во-вторых, меняются критерии оценок, увеличивается учебная нагрузка и требования учителей по учебному профилю. Часто учащиеся, выбирая профильный класс, не отдают себе отчета в том, что их ждет, не знают, как в будущем применить полученные знания, вследствие чего теряют мотивацию и учатся только по инерции. Родителям здесь очень важно помочь школьникам сформировать цели обучения и осуществить ненавязчивую помощь в их достижении.
Семья оказывает существенное влияние на профессиональный выбор молодого человека. Поэтому родителям необходимо понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку, в выборе его профессионального и жизненного пути.
С. Друк,
педагог-психолог средней школы №3 г.Житковичи.