Анатолий КУРИЛЕЦ: «Для мечты невозможного нет»
Нередко сыновья военных или милиционеров, особенно дослужившихся до высоких чинов и влияния, идут по стопам отцов. Дело здесь даже не в родственном покровительстве. Просто пример мундира и авторитета, ориентируя в жизни, срабатывает на автопилоте. Однако бывший заместитель министра внутренних дел Республики Беларусь, ныне заместитель генерального директора Минского ХК «Динамо» по безопасности Анатолий Курилец ступил на эту стезю не благодаря, а вопреки. Полковник как раз-таки преуспел в обеих указанных выше ипостасях. Честно отслужив в армии, порядком отработал в правоохранительных органах.
— С детства мечтал о карьере военного, — вспоминает сегодня Анатолий Адамович, — даже после восьмого класса хотел поступать в Суворовское училище. Мама тогда отговорила. Но это лишь отсрочило планы. Окончив школу, я все равно стал курсантом Пермского высшего военного командного училища МВД СССР (ныне — военный институт внутренних войск МВД России). В общей сложности у меня три образования. Позже окончил Военную Академию имени М. Фрунзе и уже в 2010 году получил высшее юридическое образование. Мне не хватало, как тогда казалось, знаний в этой области.
— Анатолий Адамович, выходит, Вы совсем недавно оставили вицеминистерское кресло. И это Вам министр адресовал комплимент, подчеркнув, что на примере таких судеб можно рассматривать новейшую историю Белорусских ОВД и внутренних войск?
— Свою карьеру в правоохранительных органах я завершил в 2013 году. Те, кто родом из СССР, переживали все, что касалось нового этапа развития страны. За всю службу я сменил 12(!) городов Советского Союза. Командовал взводом отдельной конвойной бригады 84-й конвойной дивизии управления ВВ МВД СССР по Уралу, курсантским взводом и ротой в Пермском высшем военном командном училище МВД СССР. Мне пришлось бывать в горячих точках Кавказа и Закавказья, подавлять бунт заключенных колонии на Витебщине. Тогда, после окончания военной академии, я командовал войсковой частью 5524 внутренних войск МВД Беларуси. А до прихода на должность заместителя министра МВД служил заместителем начальника Управления внутренних дел Витебского облисполкома.
— Вы покинули армию в звании полковника, и в милиции дослужились до него. Не в обиду правоохранителям, но общеизвестно, что в первом случае каждая звездочка дается труднее. Вот из этого отрезка жизни, что можете выделить?
— Очень рад, что за весь период и вооруженных конфликтов, и других сложных ситуаций мне, как командиру, посчастливилось не потерять ни одного бойца. Такие моменты — экзамен на способность быстро принимать правильное решение. Все это проверка на прочность.
— Анатолий Адамович, насколько человека питает родная земля?
— Мне она дала если не все, то очень многое. Отлично помню, как на День Победы возле клуба в Ляховичах собирались ветераны. Их рассказами о Великой Отечественной войне, боях и победах мы, мальчишки, заслушивались. Награды, звенящие на лацканах пиджаков, внушали трепетное уважение. Именно тогда у меня возникло желание стать военным. Подкрепилось оно еще одним ярким событием из детства. Мне было лет шесть, когда однажды в небе над нашей деревней появился вдруг вертолет. Покружив немного, он приземлился. Это действо на меня тогда произвело сильное впечатление… И пробудило желание стать военным летчиком. Первое из этого сбылось. Во многом благодаря еще одному человеку — Ивану Михайловичу Ковалеву, военруку нашей школы, который мое стремление поощрял, и которого, к сожалению, нет уже с нами.
— Что на пути к мечте для парня из провинции оказалось самым сложным?
— У меня никогда не было комплекса на этот счет. Труднее пришлось по той причине, что мой родной отец сидел в тюрьме. Нахулиганил по молодости. Они с мамой развелись, когда мне не исполнилось и года, воспитывал отчим Владимир Савич, который относился ко мне так, как дай Бог кровным родителям. Кажется, любил даже больше, чем своих дочерей, троих моих сестер. Но каждый раз эта строка биографии создавала препятствия. Хотя, наверное, учитывая характер, больше стимулировала. Мне приходилось доказывать свою безупречность, наверное, прежде самому себе. Начиная с учебы, включая окончание вузов с отличием, и завершая службой. Так что и в этом случае мои корни помогли.
— Если честно, будучи на высоком посту поддерживали земляков?
— Приходилось, конечно, и по учебе, и по службе. А как иначе?
— Как часто бываете в Ляховичах?
— Часто, ведь там живут родители. Очень люблю озеро Червоное, место, где стоял когда-то наш старый дом. Как ни странно, нередко, возвращаясь сюда, иду на кладбище, там захоронены предки. Мысленно обращаюсь к своей бабушке Марии. У нее в детстве проводил все каникулы, она мне многое дала. А умерла в прошлом году, дожив до 97 лет. Теряя любимых людей, навещая их могилки, понимаешь смысл и скоротечность жизни.
— И в заключение, чтобы Вы пожелали тем, кто, возможно, в чем-то (или в себе самом) сомневается?
— Верить в мечту, идти к цели. Пусть весь мир и обстоятельства против, но эти два фактора обязательно приведут к желаемому. И даже гены, обстоятельства и сомнения других здесь бессильны.
Валентина Покорчак.
На фото: полковник Курилец с родителями — Владимиром Савичем и Лидией николаевной.