Лежу на пляжу
Солнце лениво застыло в зенитной дымке. Зной плавит городской асфальт. Красный столбик термометра упрямо ползет вверх. Уже миновал +30, улицы к полудню пустеют. Самое оживленное место в такие дни – пляж. Как проводят здесь время отдыхающие житковчане, в нашем репортаже.
— Ой, да мы здесь часто тусуемся, — почти хором отвечает жизнерадостная компания молодежи, шутит. — Вода мокрая, солнце жаркое, что еще надо.
— Скоро начнется учеба, — абитуриентка Даша поправляет длинные волосы, — хочется нормально отдохнуть. Вы не думайте, мы дисциплину не нарушаем.
В разговор вступает ее тезка:
— Как вести себя на воде, уже триста раз в школе говорили и родители постоянно напоминают.
Пожалуй, в летний сезон это самая актуальная информация. Едва ли не каждый день поступают печальные новости с белорусских и не только пляжей. О правилах безопасности при купании сообщает и стенд на нашем водоеме. Только читает ли кто эти листовки? Вернее сказать, теоретически их содержание всем известно, но вот в жизни почему-то следуют им далеко не всегда.
Оксана, в бронзовом загаре которой угадывается завсегдатай пляжа, с 9-летней Катей греются здесь с 1 июня. Беседуя со мной, женщина не сводит глаз с дочки, расположившейся у самой кромки воды:
— Для ребенка всякая глубина опасна, при любых обстоятельствах за него отвечают родители, а спасатели, понятно, за всеми не уследят. Если что случится, винить потом будет некого.
Пляж на Зеленой будним днем немноголюден: дети да отпускники. С открытым клювом, спасаясь от жары, меж публикой смело расхаживает прирученный аист, которого одни зовут Васей, другие Антохой. Говорят, к вечеру народа существенно прибавляется: кто покупаться приходит, другие в волейбол играют, бывает, на другом берегу граждане отдыхающие пикники устраивают. А в выходные, вообще, аншлаг — больше 400 человек на пятачке собирается, как на черноморском курорте. Выглядит место вполне цивилизованно, есть несколько скамеек, навес, в обиходе называемый «грибки», скромная раздевалка, площадка для машин и мусорные контейнеры на месте.
— Вот бы еще торговлю напитками и мороженым организовать, — высказывает пожелание группа мужчин зрелого возраста, — и с этого пляжа можно вообще не уходить.
Выяснилось, что пенсионеры, назвавшиеся отставными военными, приезжают сюда из Петрикова, где, по их словам, на припятской набережной еще далеко до порядка.
Побеседовав с отдыхающими, иду знакомиться с теми, для кого пляж не развлечение, а работа. «Офис» ОСВОДа высится под раскидистым деревом. Старший матрос-спасатель Анатолий Романович трудится здесь третий сезон. Говорит, что уже привык налаживать отношения с людьми. Именно это умение в его профессии — главное. Народ ведь всякий бывает: детей можно и замечанием призвать к дисциплине, а вот к неадекватной взрослой компании случалось и стражей порядка приглашать на воспитательную беседу. Серьезных ЧП на Зеленой, к счастью, этим летом не было, если не считать одного случая, когда вне зоны ответственности поста утонул мужчина.
К слову, под бдительным наблюдением двух дежурных матросов пляж находится ежедневно с 12 до 9 часов вечера. В их распоряжении лодка, специальные спасательные средства, бинокль и мегафон, из которого над водой часто раздается предупреждающая фраза: «Граждане, не заплывайте за буйки!».
Это только со стороны кажется, что работа спасателя сплошной санаторий. По словам Анатолия, тут глаз да глаз нужен. Вот на пляж приехали на велике двое школьников: надо разобраться, похоже, им нет 14 лет, значит, без сопровождения взрослых дорога к купанию закрыта. Там молодежь на воде опасные игры устроила, стоит побеседовать: шалости непредсказуемы. Но самый большой напряг у спасателей вызывают «теплые» компании с детьми. Наотдыхавшись, родители предоставляют отпрыскам полную и неконтролируемую свободу, грозящую бедой. Такие посиделки заканчиваются нередко громким выдворением друзей с пляжа. Для их же блага.
Светлана Шеколян.