Михаил ШРУБ: «Нас услышали»
Большой разговор с Президентом длился семь с половиною часов. Весь спектр вопросов и направлений, щедро растиражировав, транслировали телеканалы. Полностью и, разбив на цитаты, приводили ответы Александра Лукашенко. Однако для Житковщины в этом общении народа с руководителем страны имелось нечто особенное. Ведь среди множества людей на республиканском собрании присутствовал Михаил Шруб, глава одноименного крестьянского хозяйства. Кстати, из числа аграриев Гомельщины он оказался единственным.
— Михаил Григорьевич, какое впечатление у Вас лично оставил о себе большой разговор с президентом?
— Это достаточно откровенный диалог, в котором, в том числе, озвучено отношение к оппозиции. Проведена грань между так называемой пятой колонной и конструктивной политикой тех, с кем можно работать. Нельзя ведь объявлять людей врагами только за то, что у них иная точка зрения. Такая позиция президента многим понравилась… Слушали человека, управляющего страной, владеющего рычагами власти, широким спектром понимания приоритетов страны. Значительная часть его выступления посвящена международным отношениям. Близко и понятно: нельзя терять российский рынок и по политическим, и по экономическим причинам, несмотря на возникающие шероховатости в отношениях двух стран, которые, уверен, глава государства разрулит. Однако тут есть большая доля и нашей ответственности. Товар, поставляемый соседям, должен быть конкурентоспособным. Здесь учитывается соответствие качества и цены. Кому на экспорт понадобится плохое молоко или мясо? На собрании присутствовали и представители нашей профессиональной коалиции, задавали вопросы относительно реформирования отрасли.
— Что конкретно обсуждали?
— Руководителя ОАО «Агрокомбинат «Снов» Николая Радомана, озвучившего сомнения в необходимости акционирования и требованиях к уставам, мы делегировали задать этот вопрос. И я сказал, что при необходимости публично его поддержу. Законы вроде как все есть, но они либо не работают, либо не имеют для этого механизма. Нужна корректировка. В результате, как все, вероятно, слышали, глава государства поручил заместителю премьер-министра Михаилу Русому срочно довести до конца вопросы с уставами сельхозпредприятий и акционирования, а также другими волнующими руководителей сельскохозяйственных кооперативов темами.
— Например?
— Неэффективное использование хозяйствами земель. Все они принадлежат государству, находясь по территориальному принципу в ведомстве местных советов. Почему бы не создать резервный банк угодий, чтобы передавать плодородные площади в обслуживание тем хозяйствам, которые дают максимальную с них прибыль? Сегодня есть примеры грандиозных убытков, но несостоятельные руководители добровольно от земли не откажутся. То же с акционированием. Зачем оставлять 85 процентов колхозных акций за государством? К тому же, если сегодня в таких хозяйствах сплошь долги? Для инвестиций? Но на державную поддержку должны иметь право аграрии всех форм собственности, поскольку трудятся в равных условиях. Как заметил Михаил Русый, с крепкими хозяйствами легко разобраться. Но есть еще 120, имеющих большие задолженности, и, если они не приведут в соответствие с Гражданским кодексом уставы, то на простых людей ляжет субсидиарная ответственность. Это также касается вопросов социальной защиты, в общем — целый комплекс. А большинство работников предприятий не готовы к коллективной финансовой ответственности.
— Михаил Григорьевич, вопрос земли, похоже, для Вас наиболее актуален.
— У нас 1833 гектара угодий, на которых мы получаем 33 процента выручки от реализации продукции некоторыми хозяйствами района. Я лично не хочу землю, она мне необходима, чтобы прокормить построенную по согласованию с властями три года назад ферму. Тогда, при условии определенного поголовья КРС и других, мною выдержанных, обещали выделить площадь. Но увы. В прошлом году пришлось засевать землю под Минском. От этого, мне кажется, должны испытывать неловкость все.
— Вы говорили о конкурентоспособности. Сколько сегодня продукции продаете за рубеж?
— Свыше 43 процентов экспортируем в Россию. В основном овощи. На внутренний рынок продаем молоко и мясо. Однако, что касается этой темы, то вскоре планируем реализовать не сырье, а готовую мясную продукцию. Есть цех по переработке, уже заказали в Польше оборудование.
— Вы не поставляете молоко Туровскому молочному комбинату?
— Раньше сотрудничали, потом экономические связи прервались. Сегодня это сырье продаем «Савушкиному продукту». Но не исключено, что вернемся к старому партнеру. Нам необходимы еще хотя бы 2000 гектаров земли для того, чтобы прокормить поголовье. Кстати, в минувшем году мы получили 6006 килограммов молока с коровы, 5340 тысяч тонн продали, все экстра, а товарность составила 95 процентов.
— А какая на Вашем предприятии заработная плата?
— 756 рублей в минувшем году составила средняя.
— Прошлый сезон для овощей оказался сложноватым.
— У нас современное хранилище на 25 тысяч тонн, построенное за счет собственных средств. С поля сумели все убрать вовремя, с хранением нет проблем. Например, валовый сбор овощей и картофеля — 12190 тонн. Зерновых, включая кукурузу, — 3522 тонны, при общей урожайности 86 центнеров с гектара. Хотя этот показатель не является решающим. Толку от высокой урожайности, если нет прибыли? В результате указанных показателей мы получили 2,3 миллиона деноминированных рублей прибыли и 24 процента составила рентабельность продаж.
— Михаил Григорьевич, и в заключение давайте вернемся к теме, с которой начали. После большого разговора с Президентом, что посоветовали бы коллегам?
— Работать как можно качественнее, удерживаясь на главном для нас российском рынке, и стремиться расширять экспортные связи. Что касается нашего крестьянского хозяйства, то главный для меня итог: за 24 года мы за счет собственных средств стали одним из валообразующих предприятий района. То, что делаем, должно быть интересно и другим, а мы готовы поделиться успешным опытом. Вообще, уверен, нерешаемых проблем нет.
Валентина Покорчак