Правила безопасного поведения на воде

Умение хорошо плавать — одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться соответствующих правил. Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях; обязательно предварительно пройти медицинское освидетельствование и ознакомиться с правилами внутреннего распорядка.

В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2 м), нет сильного течения (до 0,5 м/с).

Начинать купаться рекомендуется в солнечную безветренную погоду при температуре воды 17 — 19°С, воздуха 20 — 25°С. В реке следует находиться 10 — 15 минут, перед заплывом необходимо предварительно обтереться водой.

При переохлаждении тела могут появиться судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или обе. В таком случае надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо действовать следующим образом:

  1. Изменить стиль плавания, перевернувшись на спину.
  2. При ощущении стягивания пальцев руки надо быстро, с силой сжать кисть, сделать резкое отбрасывающее движение в сторону, ослабить кулак.
  3. При судороге икроножной мышцы согнуться, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть к себе.
  4. При судорогах мышц бедра обхватите рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потяните рукой с силой назад к спине.
  5. Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой).
  6. Уставший пловец должен помнить, что лучшим способом для отдыха на воде является положение «лежа на спине».

Не заплывайте за буйки — там может оказаться резкий обрыв дна, холодный ключ, водоросли.

Не устраивайте в воде игр, связанных с захватами — в пылу азарта вы можете послужить причиной того, что партнер вдохнет воду и потеряет сознание.

Правила оказания помощи при утоплении

  1. Перевернуть пострадавшего лицом вниз, опустить голову ниже таза.
  2. Очистить ротовую полость.
  3. Резко надавить на корень языка.
  4. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов — добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка.
  5. Если нет рвотных движений и пульса — положить на спину и приступить к реанимации (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). При появлении признаков жизни — перевернуть лицом вниз, удалить воду из легких и желудка.
  6. Вызвать «скорую помощь».

Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился без воздуха не более 6 минут.

Знайте и помните!

*НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ ПОСТРАДАВШЕГО БЕЗ ВНИМАНИЯ (в любой момент может произойти остановка сердца).

*САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕВОЗИТЬ ЕГО, ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЗВАТЬ СПАСАТЕЛЬНУЮ СЛУЖБУ.

Чтобы избавиться от воды, попавшей в дыхательные пути, пловцу нужно немедленно остановиться, энергичными движениями рук и ног удерживаться на поверхности воды и, подняв голову возможно выше, сильно откашляться. Чтобы избежать захлебывания, человек должен соблюдать правильный ритм дыхания. Плавая в волнах, нужно внимательно следить за тем, чтобы делать вдох, когда находишься между их гребнями. Плавая против волны, следует спокойно подниматься на нее и скатываться. Если идет волна с гребнем, то лучше всего подныривать под нее немного ниже гребня.

Попав в быстрое течение, не следует бороться против него, необходимо, не нарушая дыхания, плыть по течению к берегу.

Оказавшись в водовороте, не следует поддаваться страху, терять чувство самообладания. Необходимо набрать побольше воздуха, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений. Необходимо лечь на спину, направляясь в ту сторону, откуда приплыл.

Нельзя подплывать близко к идущим судам. Вблизи теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт. Опасно прыгать в воду в неизвестном месте, чтобы не удариться головой о грунт, корягу, сваю и не сломать шейные позвонки.

Не менее опасно нырять с плотов, катеров, лодок, пристаней и других плавучих сооружений. Под водой могут быть бревна-топляки, сваи, рельсы, железобетон. Прыгать можно лишь в местах, специально для этого оборудованных. Нельзя купаться у крутых, обрывистых и заросших растительностью берегов. Здесь склон может оказаться очень засоренным корнями, растительностью. Иногда песчаное дно бывает зыбучим, что опасно для тех, кто не умеет плавать.

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке.

Нельзя выходить на воду на неисправной и необорудованной полностью лодке. Перед посадкой надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, уключин, спасательного круга, жилетов по числу пассажиров и черпака для отлива воды. Посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила. Садиться на балки (скамейки) нужно равномерно. Ни в коем случае нельзя размещаться на борту, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать и нырять с нее.

Запрещается кататься на лодке детям до 16 лет без сопровождения взрослых, перегружать плавсредство сверх установленной нормы, пересекать курс моторных судов, близко подходить к ним и двигаться по их ходу.

Опасно подставлять борт параллельно идущей волне. Ее надо «резать» носом лодки поперек или под углом.

Если она опрокинется, в первую очередь нужно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Лучше всем пассажирам держаться за борту общими усилиями толкая к берегу или на мелководье.

Для тех, кто не умеет плавать или на воде держится плохо, особую опасность представляют различные надувные плавательные средства: камеры, пояса, резиновые матрацы.

Для купания детей во время походов, прогулок и экскурсий выбирается неглубокое место на водоеме с пологим дном без свай, коряг, острых камней, стекла, водорослей и ила. Обследование акватории проводится взрослыми людьми, умеющими хорошо плавать и нырять. Купание детей проводится под контролем взрослых.

Эксплуатация пляжей в лагерях отдыха детей запрещается без инструкторов по плаванию, на которых возлагается ответственность за безопасность ребят и методическое руководство обучением их плаванию. Для проведения уроков оборудуется примыкающая к воде площадка, на которой должны быть специальные доски, резиновые круги, шесты для поддержки не умеющих плавать, обеспечивающие обучение средства.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

УТОПАЮЩЕМУ      

Вытащив пострадавшего из воды, надо снять или срезать с него мокрую одежду, очистить обернутыми чистым платком или марлей пальцами рот и глотку от грязи, тины и земли и удалить из дыхательных путей и желудка воду.
Для этого надо встать на одно колено, положить пострадавшего поперек другого и, осторожно надавливая на спину, сжимать его грудь. После того как вода будет удалена, человека следует уложить на теплую подстилку, сделать ему искусственное дыхание, избегая надавливания на живот, чтобы остатки воды из желудка не попали в дыхательные пути. Когда, пострадавший придет в сознание, надо надеть на него сухое белье, укрыть, напоить горячим чаем или кофе и отправить в лечебное заведение.
Искусственное дыхание производят с помощью резиновой трубки, один конец которой вставляют в нос или рот пострадавшего, другой находится во рту оказывающего помощь. Если резиновой трубки нет, воздух можно вдыхать непосредственно ртом в рот пострадавшего, проложив между губами несколько слоев марли или чистый носовой платок.
Движения, производящие вдох, надо повторять спокойно, размеренно, согласно частоте дыхания пострадавшего (у детей дошкольного возраста примерно 22 — 26 раз в минуту).
Искусственное дыхание следует делать непрерывно и долго,  пока человек не начнет дышать самостоятельно. Одновременно пострадавшего по возможности надо хорошо укрыть, обложив грелками, растирать его тело, давать  нюхать нашатырный спирт.

А. Ерох, врач-валеолог УЗ «Житковичская ЦРБ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.