ПАЛИТРА ЕГО ЖИЗНИ
(К 130-летию со дня рождения белорусского и французского художника Марка Шагала)
Один из лидеров мирового авангарда 20 века Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 года. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 гг. посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С. Зайденберга и школу Е. Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 гг. – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910 г.). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918 гг.). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917 г.).
Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911 г.; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912 г.) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 г. в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 гг. (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Гоголя и «Басням» Жде Лафонтена.
К середине 20 века его авторитет художника, живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950 г.) – получил мировое признание.
По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально-экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939 гг.). С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 г.; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961г.; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970г.; собора в Реймсе, 1974г.; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981г.; и др).. Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ШАГАЛА
Марк Шагал является единственным в мире художником, чьими витражами украшены соборы практически всех конфессий. Среди пятнадцати храмов есть старинные синагоги, лютеранские храмы, католические костелы и прочие общественные сооружения, расположенные в Америке, Европе и Израиле.
Специально по заказу Шарля де Голля художник выполнил оформление плафона Гранд-Опера в Париже. Еще через два года он написал два панно Нью-Йоркскому Метрополитен-Опера.
В июле 1973 года во французской Ницце открылся музей, получивший название «Библейское Послание», который был украшен за счет работ художника и разместился в том здании, которое он сам задумал. Некоторое время спустя музей был удостоен правительством статуса национального.
Шагал считается одним из зачинщиков живописной сексуальной революции. Дело в том, что уже в 1909 году на его полотне была изображена обнаженная женщина. Натурщицей стала Тэя Брахман, согласившаяся на такую роль только из соображений жалости к художнику, который в финансовом плане не мог позволить себе профессиональных натурщиц. Позже эти сеансы привели к романтическим отношениям, а Тэя стала первой любовью живописца.
Пребывая в плохом настроении, художник рисовал только библейские сцены или цветы. При этом последние продавались значительно лучше, что очень разочаровывало Шагала.
Самым главным во Вселенной и жизни живописец считал только любовь.
Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года, когда поднимался на второй этаж в лифте, следовательно, смерть его наступила в полете, пусть и не очень высоком.
Е. Соколова,
библиотекарь отдела обслуживания
и информации Житковичской ЦБ