Рассказываем, что у школьника в тарелке
Тема питания учащихся обсуждается не меньше, чем вопросы успеваемости. Причем, как детьми, так и родителями. Можно ли в столовой заказать любимое блюдо, как накормить ребенка-аллергика и почему школьники не жалуются на отсутствие в буфетах чипсов и газировки? Об этом и не только рассказала главный специалист отдела образования, спорта и туризма райисполкома, курирующий организацию питания, Светлана Друк.
— Не пустуют ли столовые, Светлана Викторовна? Часто можно слышать, что к горячему питанию детей едва ли не принуждают.
— Наоборот, в последнее время предпочтение школьным обедам отдают все больше ребят. Сегодня горячим питанием охвачены 3909 человек из 4388 обучающихся. У нас есть дети, которые едят один раз, два и даже три, а 85-ти гимназистам, проживающим в интернате, положено четыре приема пищи. Все зависит от категории учащихся, возраста и длительности их пребывания в школе.
Конечно, обязать обедать учеников никто не может. Но все мы понимаем: для того, чтобы хватило сил для учебы, на протяжении дня важно восполнять энергетические затраты. От сбалансированного питания, соответствующего физиологическим потребностям, зависят здоровье и трудоспособность ребенка. Поэтому в учебных заведениях ведется работа, чтобы приучать детей к завтракам и обедам. Для их же пользы. И родителей в этом вопросе берем в союзники, убеждая, что сухомятка не заменит суп и второе.
— Кому положены «бюджетные» обеды?
— Бесплатно у нас питается большинство. Это все учащиеся сельских школ и начальное звено городских. Кроме того, ребята из многодетных, малообеспеченных и состоящих в социально опасном положении семей, ученики специализированных и интегрированных классов, дети родителей-инвалидов, а также те, кто проживает на загрязненной радионуклидами территории. Оплачивают же обеды в настоящее время 673 ребенка. Но замечу, что и те, и другие школьники едят за одними столами с классом и по одному меню с той лишь разницей, что кому-то может быть положено дополнительно, скажем, яблоко или йогурт.
— Скажите, учитываются ли вкусы и предпочтения детей при составлении рациона?
— Да, конечно. Работа в этом направлении ведется и технологами общепита, которые, исходя из возможностей каждого пищеблока, разрабатывают новые блюда, и учебными заведениями. В последних с целью изучения спроса и предпочтений проводится анкетирование детей, результаты которого обязательно берутся во внимание. К примеру, в Кольненской школе не первый год практикуется так называемое меню свободного выбора – из двух вариантов. Такой опыт планирует перенять Вересницкая и Хильчицкая школы.
— Какие продукты и блюда составляют основу меню?
— С учетом возраста учащихся и норм потребления питательных веществ упор делается на здоровые продукты — рыбу, овощи, мясо, птицу. К примеру, колбаса и сосиски предусмотрены не чаще одного раза в неделю. Блюда повара готовят полезные, ориентированные на здоровое питание.
— Кстати, курс на здоровое питание взят и в школьных буфетах. Ученики не сетуют на отсутствие сухариков и колы?
— Знаете, благодаря широкомасштабной разъяснительно-информационной работе сегодня многие ученики сами отказываются от подобных продуктов. ЗОЖ становится модным трендом и ему стараются следовать. Газировке ребенок скорее предпочтет компот, а вместо чипсов возьмет булочку. И это мы только приветствуем.
— Светлана Викторовна, а как не остаться голодным ребенку, которому рекомендована определенная диета?
— Если есть соответствующее заключение врача, то мы идем в таких случаях навстречу пожеланиям родителей. Знаю, что в некоторых школах детям-аллергикам заменяют запрещенное какао на компот или могут варьировать другие блюда. Проблемных ситуаций у нас не было.
— Недавно законодательно подросли денежные нормы. Это отразилось на меню?
— Действительно, с 1 декабря этот показатель увеличился, и стоимость питания пересчитали. Например, двухразовое для детей 6-10 лет вместо 2 рублей 38 коп. теперь составляет 2 рубля 61 коп. К сожалению, за ростом цен натуральные нормы питания, т. е. положенный набор питательных веществ, не всегда поспевали. Прибавка, пусть и небольшая, позволит увеличить в рационе, скажем, тоже мясо.
— Скажите, как осуществляется контроль за организацией питания?
— Контроль у нас многоуровневый. Прежде всего, ответственность за организацию питания, выполнение санитарных норм и правил на пищеблоке возлагается на учебное заведение и его руководителя. В каждой школе созданы бракеражные комиссии, которые отслеживают закладку продуктов, качество приготовленной еды, условия хранения и срок реализации блюд. Работают еще советы по питанию, в составе которых кроме администрации, медперсонала есть и представители общественности. Вопросы организации питания рассматриваются на педсоветах и родительских собраниях.
Кроме того, на районном уровне действует межведомственный Совет по питанию во главе с заместителем председателя райисполкома. В него входят руководители ЦРБ, РЦГиЭ, РайПО. А в октябре приступила к работе специально созданная мониторинговая группа.
Светлана ШЕКОЛЯН