ГЛАВНОЕ ДЕЛО – ТРУБА, или ТРИ НЕФТЯНЫЕ НИТКИ
Около 35 миллионов тонн нефти в год перекачивает НПС «Туров» в западном направлении. Понятно, что в структуре головного предприятия ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Много это или мало? Для сравнения — добыча черного золота в Беларуси составляет чуть больше полутора миллиона тонн за те же 365 дней. Вот такая арифметика. А еще — 55-летняя история транзита, дающая сегодня работу почти сотне человек нашего филиала.
— Из 1242 километров всего нефтепровода — наши 104 км, — напоминает начальник НПС «Туров» Василий Королец, — от шестидесятого км реки Уборть Петриковского района до 164 км Горыни Столинского.уровские версты
Это не просто три нити длиною от России до Польши. В их структуре — линии связи, электропередачи, узлы, задвижки, блокбоксы, станции защиты и подводные переходы. Последние, пожалуй, самая опасная вещь. А в компетенции наших нефтепроводчиков, поверх промышленной артерии, — еще три водные глади: Уборть, Ствига и Горынь. Тема особая, подчеркивает Василий Григорьевич, поскольку все реки несут свои воды в Днепр. В общем, глаз да глаз за безопасностью транзита нужен.
Собственно, так оно и есть. В частности, за последние семь лет на НПС «Туров» провели полную модернизацию, заменив все нитки на подводных переходах. Установили камеры приема-пуска очистных устройств и средств диагностики на резервных нитках. Кроме того, сегодня подводные переходы имеют альтернативные источники питания. Абсолютно все процессы на предприятии автоматизированы и под видеонаблюдением.
В этом году произвели замену 27 км нефтепровода диаметром трубы 820 мм на участке от реки Уборть до деревни переровский Млынок. Это значительно повысило экологическую безопасность на отрезке НП «Припятский». Также в конце 2019-го начнем работы на участке от НПС «Туров» до Ольшан, где вдоль нефтепровода —деревни. Там планируем заменить 30 км. Это также укрепит экобезопасность.
Известная тема «подкачавшего» качества российского сырья, взбудоражившая общественность, ударила по нашим нефтепроводчикам. Год, оказавшийся весьма сложным, ОАО «Гомельтранснефть Дружба» принес 23 миллиона долларов убытков, а длительная остановка транзита снизила доходы сотрудников и в Вереснице. Ведь реверсом пришлось отправить обратно около 800 тысяч тонн черного золота. Но нет худа без добра — с сентября нынешнего года (путем переговоров с россиянами) тарифы на транспортировку нефти увеличены на 3,7%. Однако ситуация научила тому, что в профессиональном аспекте надо быть всегда на чеку, ведь проблема может появиться там, где ее совсем не ждут. Плюс — это еще и урок для перестраховки. Теперь лаборатория по оценке качества поступающего из России продукта есть не только в Мозыре, но появилась и в Гомеле.
Впрочем, отмечает Василий Королец, здесь любое подразделение называется не иначе как служба. И пусть офицеры попробуют возразить. Долг нефтепроводчиков – также и стратегия, и тактика, и безопасность. Как и в армии, здесь четко регламентированы даты и время. И, кстати, в круглосуточном режиме в нынешнем году туровчане отработали полтора месяца. Это период, когда останавливался нефтепровод и практически все специалисты — сварщики, слесари и множество других, в сжатые сроки выполняли массу важных для транзита будущего бензина дел.
Белые столбики с синими «шапочками», наверное, многие из нас видели вдоль полей. Именно там пролегают те самые три нитки на сто км. Сердце НПС — на административной территории, где сосредоточены две насосные станции, операторская управления технологическими профессами, руководство, альтернативные и технические кнопки. Но черная артерия течет под посевами, на дне рек и даже под асфальтовым покрытием дорог. Этот транзит позволяет нефтепроводчикам не только себя содержать, но за все честно платить. При сигнале диагноста, отметившего проблему, например, на колосящемся поле, приходится договариваться с собственником-аграрием и возмещать (если есть) убытки. Доставка негабаритного крана — не в ущерб дорожникам. А мощные насосы на перекачке «отбирают» 50% общих затрат, возмещая стоимость электричества энергетикам.
— Но и нам остается, — улыбается Василий Королец, и с присущим тонким юмором констатирует, — на трубе надо работать. Сидеть никак не получится. Потому, пользуясь случаем, от всей души поздравляю коллег с 55-летием нашего общего предприятия! За более, чем полвека пройден большой путь, и сегодня ОАО «Гомельтранснефть Дружба» является одним из ключевых звеньев в системе отечественного трубопроводного транспорта, превратившись в современную, высокоэффективную нефтетранспортную компанию. Отмечая знаменательную дату, нельзя не вспомнить о первопроходцах, тех, кто, не жалея сил, прокладывал стальные нитки нефтепровода и на протяжении многих лет обеспечивал бесперебойную транспортировку. Их профессионализм создал базу. А мастерство и ответственность нынешних специалистов дают уверенность, что новые сложные задачи по развитию нефтяной магистрали будут всегда выполняться качественно и в срок.
Желаю всем нам новых достижений и трудовых побед! Качественной нефти по трубопроводу, безаварийной работы! Здоровья, семейного тепла, благополучия и процветания!
Наша справка
Структура ОАО «Гомельтранснефть Дружба» включает: филиал по транспортировке нефти «Новополоцк», линейную производственно-диспетчерскую станцию «Мозырь», нефтеперекачивающие станции «Гомель», «Защебье», «Туров», «Пинск», «Кобрин», Центральную базу производственного обслуживания (изготовление нестандартного оборудования, сложные ремонты нефтепроводов, содержание транспортной и специальной техники), базу отдыха «Милоград», производственный комбинат (выпуск продуктов питания), аппарат управления предприятия. Заняты на транзите черного золота 2000 человек, 97 из них – на НПС «Туров». Нынешним ноябрем общее для всех предприятие отмечает 55-летний юбилей. НПС «Туров» создана немного позже — в июне 1967 года.
Николай Петрушин, начальник электротехнической службы удостоен Почетной грамоты концерна «Белнефтехим». Его сфера, пожалуй, главная, если разобраться — без света и жизнь не та, а о таком мощном потенциале, как НПС и говорить нечего.
— Вот видите электродвигатель на насосе? — Николай Алексеевич указывает в сторону огромного под открытым небом агрегата, — он потребляет 4 тысячи кВт в час, перекачивая семь тыс. метров кубических нефти за это время. В месяц порядка ста тысяч тонн. Электроэнергии? Около 133 тысяч киловатт часов. Это больше, чем использует небольшой город за 30 дней.
Кстати, по информации энергосбыта, вся Туровская зона, включая и город, расходует в месяц 572 тысячи киловат-часов.
Иван Пешевич — начальник службы КИП, автоматики и связи. Полномочия Ивана Федоровича расширились, а штат его структуры увеличился вдвое — теперь он составляет 16 человек.
— Зона ответственности, конечно, стала шире. Включая контроль за технологическими процессами перекачки нефти, системами пожарной автоматики, связи, видеонаблюдения, сигнализации. Главное, чего желаю себе и коллегам всегда — безаварийной работы.
Валентина ПОКОРЧАК