Возвращение к жизни
Здесь побеждают смерть
Их вряд ли испугает какая-либо инфекция, более того, даже не удивит. Поскольку о вирусах и мутации неугомонных посягателей на здоровье и жизни эти люди знают пусть и не всё, но очень многое. И если сегодня о медиках говорят, как о воинах света, то реаниматологи – на передовой этой линии фронта.
Впрочем, для них, как откровенно заметил заведующий отделением реанимации ЦРБ Валентин Шантар, собственно, мало что изменилось. Разве китайские защитные костюмы, похожие на скафандры, появились. В них и ходить-то дискомфортно, а ещё и работать надо. Наши, белорусские, удобнее и легче. Хотя ни тот, ни другой не спас от заражения: COVID-19 в той или иной форме переболели все. Это второй аспект «инновации». Ну и, в-третьих, все провакцинировались. А в остальном, невзирая на потоки информации, претензии и благодарности пациентов, они без пафоса и жалоб, как и прежде молча, делают свою работу – возвращают нас к жизни. Просто в ковидный год этот тяжёлый и всегда, кстати, опасный труд стал заметнее.
Неудивительно, что человек, больше 30 лет наблюдающий поединок жизни и смерти, проникся уважением к обеим. Всякое здесь случалось. Казалось бы, у пациента нет вариантов, и все, включая родственников, готовы к летальности. А тот вдруг возьми и пошли старуху с косой куда подальше. А бывает, к сожалению, и наоборот: врачи сделали невозможное, пациент к их радости идёт на поправку. И тут на тебе – раз, и отказался жить. Многое, уверен доктор, в отношении каждого из нас и к проблеме, и к болезни. Потому-то пресловутое «делай максимально возможное, а там… как Бог даст» здесь приобретает особый смысл.
Есть у Валентина Ивановича и собственное мнение об актуальной сегодня инфекции. Безусловно, основанное на случаях из его медицинской практики.
– Ни один пациент в реанимации не умер от ковида, – компетентно заявляет врач, – инфекция, как правило, обостряет патологию и жестоко «бьёт» по сердцу и кровеносной системе. Особенно уязвимы пожилые люди. Почему? Мы изучили приобретённый иммунитет, но что знаем о клеточном, то есть врождённом? А вирус как раз нацелен на поражение клетки. Непонятно его происхождение. Если создали искусственно, то тот, кто это сделал, достоин Нобелевской премии, это научный прорыв… Но, скажу, что больше людей поражают страх и паника перед COVID-19 и во время болезни. Уверяю, в дорожно-транспортных происшествиях погибает значительно больше.
Вирусы приходят и уходят, а мы остаёмся. В том числе во многом благодаря врачам. Сегодня в отделении реанимации круглосуточно возвращают людей к жизни 18 человек. На самые трудные случаи, конечно, зовут его, заведующего Валентина Шантара. Потому, по сути, у советского, как он себя называет, врача, окончившего престижный медицинский институт в Витебске, по-честному, и выходных не бывает. Ведь вместо положенных в реанимации раньше пяти (плюс одна резервная) коек, теперь их восемь. И все заняты. А вдруг тяжёлый пациент? Это его беспокоит куда больше всего прочего. К остальному: наградам, грамотам и даже денежным поощрениям, эскулап относится скептически. Вот только за коллег очень рад: они заслужили и достойны украшать районную Доску почёта. У них, говорит, каждый день – на линии вирусного фронта. И всё время – передовая.