Ей всегда улыбаются дети
Из полусотни выпускников-хирургов на шестом курсе в субматуре оказалось всего восемь девушек. Среди них и она, Тамара Грищеня, тогда ещё Долгакова. Миниатюрная и юная, вероятно, такое соотношение внешности и профессии многим могло показаться парадоксом. Как ни крути, а, например, тот же терапевт, специализация более «женственная».
маленькая сильная женщина
Дочь учителей выросла в интеллигентной семье педагогов-гуманистов, потому не удивительно, что с самого детства ей хотелось всем, включая насекомых и даже обездушенных кукол, помочь. Как именно благородный посыл станет реализовываться, выбрала судьба, решив тонкую дилемму между школой и медициной. Она же после Светлогорской интернатуры привела Тамару Ивановну в Житковичскую районную больницу.
Если поверить усреднённой статистике и предположить, что в среднем хирург делает три-четыре операции в день, умножить минимальную цифру на 300, а затем увеличить на 41 год в ЦРБ, то на счету Тамары Грищени около сорока тысяч операций (!).
— Случались так называемые среди врачей лёгкие, но некоторые из них отбирали много моего здоровья, — констатирует собственный опыт доктор, — а бывали сложные операции, что проходили относительно спокойно и нормально. Повреждение лёгких, желудка, печени… У нас же экстренные все случаи были.
Самые нелюбимые у хирурга — ампутации. Они не приносили удовлетворения из-за того, что у человека как бы отнимают его часть. Именно поэтому Тамара Ивановна такие решения принимала лишь в крайних и безысходных ситуациях. Но и здесь радовало одно: пациент остаётся жив, а для врача именно это — решающий аргумент.
Внешняя хрупкость и внутренняя сила — синтез духа этой женщины. Ведь коллеги-мужчины даже в операционной не делали скидок ни на пол, ни на рост. Иногда, чтобы «соответствовать», приходилось, ассистируя, подставлять под ноги скамеечку. Однако уровню высокой хирургии Тамара Ивановна соответствовала без всяких условностей и приставок. Пусть иногда и медицинские перчатки приходилось подгонять под миниатюрные, но творящие чудеса, руки.
— Однажды мне пришлось ассистировать …сидя, — вспоминает хирург, — к нам приехал с инспекций доктор из Минска, а здесь случай и он вызвался делать операцию, я тогда ждала ребёнка, тяжеловато выстоять, вот и вышли из ситуации… Коллега потом при случае всегда вспоминал этот эпизод.
уЗИ, конечно, хорошо
— Если говорить о медицине района за четыре десятка лет, то всё-таки лучшие времена для меня — последние годы, — уверена доктор, — мы ведь трудились, полагаясь лишь на собственный опыт и верность диагностики со слов пациента, внешнего осмотра, пульса и своих знаний. Тогда же не было УЗИ, МРТ, КТ… Сегодня врачам работать значительно легче. Однако и здесь есть риск пропустить проблему, надеясь на компьютер.
Буквально недавно Тамара Грищеня поставила диагноз по… теоретическим симптомам. В Германии девушку, жалующуюся на боль в животе, «сканировали» разными современными приборами в нескольких клинках. Об этом коллеги, после, к счастью, удачной операции, рассказывали Тамаре Ивановне, начиная с симптомов. «Стоп, — перебила корректно, — у неё разрыв яичника?» «Как Вы узнали сразу?» Иными словами, профессионализм человека не заменит ни один робот.
— Но, скажу вам, большое значение имеет коллектив, — подчёркивает врач, — самой для меня удачной была команда, в которой тогда собирались Виктор Кацура, Наталья Лакуцевич, Степан Крот, Михаил Ракович, анестезиолог Александр Данилов. Мы друг друга страховали, подставляя плечо.
Тамара Ивановна, даже спустя почти шести лет на пенсии, консультирует настойчивых пациентов. Что поделать, не откажешь, когда идут. И по сей день не выдала (даже журналистам) ни одного чужого диагноза.
слеза младенца не стоит мира
— Врач удивительный! — рассказала житковчанка Оксана свою историю общения уже с пенсионеркой Тамарой Грищеней. — Моей доченьки исполнилось три месяца, когда в больнице сообщили: у неё одна ножка короче другой. Вся в расстройстве, в слезах …А мама моя советует: «Сходи к Тамаре Ивановне!» Опытным взглядом хирург определила: проблемы нет. А малышка, лёжа на спинке и подставляя ножки врачу, вдруг заулыбалась! Тамара Ивановна в ответ — тоже: «Мне всегда улыбаются дети, — сказала, вздохнув, — знали: буду резать, а всё равно улыбались».
залог успеха
— Квалификация врача, говорит доктор, — конечно, важна. Но очень многое зависит от доверия пациента, его мотивации и желания выздоравливать и радоваться жизни. Скептиками и пессимистам в этом смысле труднее.
о чём жалеет доктор
Мама троих детей, а у Тамары Ивановны два сына и дочь, львиную долю времени посвящала чужим людям. «Мои ребятишки, — говорит, — росли без меня». Но чувство вины опровергает дочь, ставшая ветеринаром, своим пониманием темы: «Вот если бы вам тогда в больницу оборудование, которое сегодня применяем для лечения животных в ветлечебнице, вы творили бы чудеса!» Да и лучшую бабушку семерым внучатам вряд ли можно сыскать. Впрочем, как бы критически ни подходила Тамара Грищеня к себе, красоту видно, разум слышно, а доброту чувствуешь.
Валентина ПОКОРЧАК
Фото из семейного архива