«Она должна созреть и лечь на сердце». Лукашенко о формировании государственной идеи
Президент Беларуси Александр Лукашенко считает, что государственная идея должна созреть и само время подтолкнет к тому, чтобы ее сформулировать. Такую мысль он высказал на встрече с российским философом и общественным деятелем Александром Дугиным, передает корреспондент БЕЛТА.
Глава государства отметил, что его любимой дисциплиной в вузе была философия, и встреча с Александром Дугиным заставила его в какой-то степени окунуться в эту философию. «Посмотреть на ваши взгляды и вспомнить ту философию, которую я изучал, — марксистско-ленинскую. Вот время прошло. Оказывается, ничего лучшего ведь мы не создали. «Вот, марксизм-ленинизм — это плохо». Может, и плохо. Но мы ничего лучшего не создали. А это была целая система взглядов. Сегодня у нас этого нет», — сказал Президент.
«И правильно вы где-то там говорили про государственную идеологию, идеологию вообще. И что у нас ее нет. В России тем более ее нет. Это тоже правда, — отметил Александр Лукашенко. — Мне предлагали море идей, которые с предложением на государственные. Я их все отверг, потому что они не ложатся на душу, на сердце человека. Что за идея, которая не может овладеть массами, как классик говорил, и не ложится на сердце? Это не идея. И не может она быть государственной идеей. Но пока ничего не родилось, к сожалению».
«Я и сам пытаюсь как-то что-то сформулировать. Но прихожу к выводу, что это невозможно сформулировать, пока тебя не подопрет время. Пока время тебя не заставит ее сформулировать. Вот я уже к этому начинаю приходить и думаю: может, мы зря слишком напрягаемся. Выдумать ее нельзя. Она должна созреть», — резюмировал глава государства.
Александр Дугин согласился с рассуждениями белорусского лидера относительно идеологии: «Вы совершенно правы. Это не искусственный пиар, конструкция. Идеологии рождаются. Идеи — их надо созерцать, понять. Они растут из народа, их истории, как вы совершенно верно сказали».
Философ обратил внимание на два момента. Первое — в борьбе с оппонентом в лице коллективного Запада и глобального морализма следует учитывать, что здесь также имеет место быть соответствующая идеология. «И бороться с идеологией не идеологическими методами невозможно. То есть, может быть, мы бы и вообще без идеологии обошлись. Но это невозможно. Потому что нас атакует идеология. Это не только НАТО», — сказал он.
«Да, это идеология не только для того, чтобы изнутри, но и извне. Вы абсолютно правы», — поддержал Александр Лукашенко.
Второй момент, и здесь он также согласен с главой белорусского государства, что сейчас, возможно, настает момент, когда такая идеология должна родиться. «Не искусственно создаться, не навязаться. А она сейчас должна родиться. Потому что у нас была идеология марксистско-ленинская. Она все определяла, все наше мировоззрение. Хорошо-плохо, но это была система», — сказал Александр Дугин.
Он констатировал, что после этого и до настоящего времени никакой подобной сформированной идеологии в России и Беларуси не было. Но процесс идет. «Мне кажется, вы ближе немножко стоите к этому благодаря некоторым пунктам вашей политики, которые имеют идеологический характер. Например, вы не даете сложиться олигархии. Это идеологический момент. Мы в России дали, и сейчас мы ее не можем искоренить. Она мешается нам на каждом этапе», — отметил философ.
В Беларуси, продолжил он, также ни на сколько не приняли западный либерализм. «Мы (в России. — Прим. БЕЛТА) его приняли и тоже выкорчевываем его благодаря нашему Президенту, его абсолютно верной ориентации. Мы выкорчевываем, но с каким трудом! Сколько противодействия вот этой либеральной элиты! Мы называем ее шестой колонной», — сказал Александр Дугин.
Он пояснил, что имеется в виду под этим термином — «шестая колонна». Есть пятая колонна, она бушует на улицах, говорит: «Долой Путина!», «Долой Лукашенко!», «Долой Россию!». Все долой. «А есть шестая колонна. Вот с ней мы столкнулись в гораздо большей степени. У них платформа такая же, как у пятой. Абсолютно прозападная — продолжение либеральных реформ, развал нашей государственности. Но они не говорят «Долой Путина!». Они говорят: «Да здравствует Путин, мы его поддерживаем! Прекрасно, все хорошо!». А делают то же самое (имеются в виду действия на подрыв стабильности в государстве и обществе. — Прим. БЕЛТА). Вот эта шестая колонна — самое страшное, — рассказал Александр Дугин. — Мы думали, что уж после начала специальной военной операции она сбежит. Кое-кто сбежал, а кое-кто там же. И вот это вот проблема. Вы не допустили этого. Вы сохранили народ, государство под началом именно человека, который охранил ваше государство от олигархии, от либерализма».
Философ считает, что сейчас как раз наступает время, чтобы придать этой нарождающейся идее и идеологии какие-то формы. «Сейчас история подталкивает нас к тому, чтобы мы, прислушиваясь к народу и ходу истории, дали этой идеологии форму, что-то взяв от марксизма, что-то взяв от советского исторического периода, что-то взяв от русского, более старого. Еще корни православные, — отметил он. — Какие-то элементы белорусской идеи сложились еще в ВКЛ. И тогда белорусская идентичность стала приобретать определенные формы. И те, которые хотят использовать ее против Беларуси, совершают подмену. Потому что белорусская идея — это очень серьезная часть нашего общего наследия».