Папа может и мамой быть
Мы часто с теплотой и нежностью говорим о мамах, а ведь роль папы в жизни любого из нас не менее важна. Почему бы не акцентировать внимание общества на этом факте, решили на государственном уровне и учредили новый праздник – День отца, который, кстати, по мнению Моцарта, идёт сразу после Бога. А мы в Беларуси отмечаем его впервые.
Родителей, как известно, не выбирают, а вот у них всегда есть варианты семейного курса. Имелся не раз такой и у житковчанина Анатолия Михальченко. Правда, любая дилемма капитулировала, не успевая даже конкурировать с родительской ответственностью. Мамы, конечно, бывают разные и в основном прекрасные. Но иногда поведение и стиль жизни некоторых становятся для собственных детей опасными. Ведь помните, что ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Анатолий мечтал, чтобы его четверо деток постигали правильные вещи.
Самые счастливые моменты в жизни нашего отца – рождение малышей. Сразу Бог дал сына, а затем, как по заказу, родились Юля и (неожиданно двойняшки) Кристина и Зина. Детки подрастали, родители взрослели, однако договориться о правилах для собственной семьи так и не смогли. По-честному поделили ребятишек и разошлись, оставив шлейф непонимания, как в море корабли. Но вскоре к отцу и брату с сестрой от мамы переселились и двойняшки.
– Конечно, четверо детей – большая ответственность: и моральная, и материальная, – сегодня Анатолий Константинович жалеет лишь об одном – из-за работы мало оставалось времени на ребятишек. А так все стрессовые ситуации, тёплые моменты и безвозвратную трагедию – гибель единственного сына, пришлось пережить отцу в одиночестве. – Помню, отправил девчонок в лагерь, а они там что-то натворили, то ли из окон прыгали, то ли ещё что-то, дети же. Пришлось досрочно забирать домой. Конечно, ругал. Но чтобы физически наказывать – нет. Это же насилие и вряд ли чему-то, кроме обиды, научит.
А тут ещё старшая Юля, едва перешагнув 16-летие, замуж засобиралась. Новый стресс. И опять отец – на линии судьбоносного фронта. Он и уговаривал не торопиться, и угрожал обидой, и взывал к благоразумию.
– Юля не слушала меня никак, – сегодня ему видится это уже и не глобальным и даже забавным, ведь с тех пор, а дочери уже 31 год, у неё единственный брак и четверо деток. – Мне тогда казалось всё несерьёзным, а вот получается наоборот. Кстати, моя мама также вышла замуж в 16, прожили с отцом счастливо, родив нас четверых.
Кристина и Зина унаследовали от папы артистичность и часто вместе поют, радуя ту или иную публику. У двойняшек сегодня шестеро малышей. А у Зины в один день на свет появились сын и доченька. В целом, у Анатолия 10 внуков, которых он, не скрывая, обожает.
Нередко за долгий век, а сегодня Анатолию Михальченко 60, судьба предлагала взять семейный реванш. И женщины встречались хорошие, но вот не мог он устроить своё счастье, лишь представив, что его девчонкам придётся испытать некий дискомфорт или неуют с чужим человеком. И алименты от бывшей супруги не получал. И преференций от государства практически тогда никаких не имел. И ребятишек своих никому не отдал. И на всякий случай от спиртного вообще отказался.
– Для меня главное, что мои дети усвоили правила, которым их учил. Как-то Кристина нашла телефон и принесла его домой: что делать, спрашивает. Позвони, говорю, на любой номер в книге, отдай. То есть чужое не брать! Нельзя обманывать, себе вредя. Ведь всё в конце концов всплывёт наружу. Жить нужно честно.
Каждый раз девчонки поздравляют отца с мужским февральским праздником. В детстве рисовали открытки, сопровождая их трогательными подписями. А недавно подарили спортивный костюм: как же приятна эта забота! И пусть, сожалеет Анатолий Константинович о том, что в отличие от многодетных матерей отцам не создали льгот при выходе на пенсию и прочее, важнее иное: его дети выросли хорошими людьми. И, пожалуй, не сдержать скупых мужских слёз, когда твой ребёнок искренне восклицает: «Спасибо огромное моему отцу. Просто за всё!». Действительно, папой стать легко, а научиться быть им – довольно сложно.
Мой отец
Юлия Алиферович:
– Самый лучший на свете папа! Из садика забирал нас, косички заплетал. Он даже нас по очереди на работу водил, в тракторе кататься… А ещё придумал поощрение. Уберёмся в квартире, полы вымоем, пыль вытрем, отец придёт, хвалит и деньги платит за труд. Мы уж старались… Даже с сестрой мужей себе выбрали чем-то по характеру похожих на папу… Есению, самую маленькую из внуков, ей 10 месяцев, отец называет юбилейной, поскольку она у него десятая, ему 60 лет – в один год.
Валентина ПОКОРЧАК
Фото из семейного архива