71 деревня Житковщины была частично разрушена или полностью уничтожена вместе с населением

Все материальные потери блекнут на фоне самого ценного, что фашисты отняли у Беларуси человеческие жизни, восстановить которые не получится уже никогда.

Термин «жизнь, недостойная быть прожитой» нацисты использовали для определения тех, кто не представлял ценности и должен быть немедленно убит. Сначала – люди с психическими расстройствами, умственными и физическими недостатками, а затем – «расово неполноценные». Отправляя своих солдат в поход, Гитлер провозглашал, что освобождает их от химеры, которая называется совестью. Это означало: будь хуже зверя, убивай без оглядки, грабь, жги, насилуй, глумись над страданием беззащитных женщин, стариков, детей. И фашисты точно следовали этому указанию.

Листаешь страницы изданий, представленных в нашем школьном уголке, посвящённом геноциду белорусского народа, – и становится плохо.

71 деревня Житковщины вместе с населением была частично разрушена или полностью уничтожена немецкими оккупантами. На территории нашего района действовали и места принудительного содержания –  лагерь гражданского населения в Вереснице и трудовой лагерь в Турове, где обречённых загружали непосильной работой и уже вконец обессиленных расстреливали. Враги не заботились о том, чтобы создать какие-то условия. Мужчины, женщины, подростки массово умирали от скудного питания, холода и непосильного труда.

Думаю, каждый знает истории воевавших родственников, из воспоминаний которых и складывается общая картина освобождения нашей Родины. Такие невыдуманные рассказы о судьбах людей, приближавших победу, и находящихся в фашистской неволе, содержит книга «Живая память моей семьи».

Держу в руках папку с серыми листами «Дело №…». Акты, протоколы, показания свидетелей, другие материалы. Эти документы и через десятилетия, и через века убедительно будут доказывать правду, с которой столкнулись наши деды и прадеды. То урок на сегодня и на будущее, яркая подсказка, какой выбор делать в становлении нашего государства и общества.

На титульной странице не указан срок хранения. Это говорит о том, что расследования о фактах убийств, истязаний, умерщвлений голодом гражданского населения ведутся до сих пор. Пусть сегодня уже не осталось в живых этих звероподобных палачей, но их имена и преступления должны быть названы. Думаю, что совершенно верно считать эти злодеяния не имеющими срока давности.

Артём Дорошко,

учащийся Малешевской

базовой школы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.