Каждый ребёнок особенный. Все дети — равные
По данным Всемирной организации здравоохранения, около одного миллиарда человек на планете или 15% имеют инвалидность. Свыше 100 млн. из них — дети. Очевидно, что ещё большее количество населения Земли живёт с теми или иными особенностями, не подтверждёнными официальными диагнозами. Все мы разные, но каждый из нас достоин равных условий для существования.
Процесс включения непохожих людей в полноценную общественную жизнь называется инклюзией. Эта тема в современном мире довольно актуальна. Много усилий предпринимается и в Беларуси для интеграции таких индивидуумов в социум и создания для них определённых условий. В первую очередь, речь идёт о развитии системы качественного инклюзивного образования, которая подразумевает равные возможности для обучения и социализации детей вне зависимости от их особенностей. И пусть в этой сфере ещё немало проблем, ситуация медленно, но верно меняется к лучшему.
Ещё пару десятков лет назад трудно было представить, что в наших дошкольных учреждениях будут работать дефектологи, а сегодня это уже распространённая практика. Потребность в таких специалистах год от года растёт, потому что количество детей с нарушениями речи, к сожалению, стремительно увеличивается. Оставим анализ причин экспертам, хотя они кажутся очевидными, родители мало разговаривают с малышами, с младенчества отдавая их в неограниченную власть гаджетов. А сами заглянем в крупнейший детский сад города — №5, расположенный в микрорайоне Озёрный.
Сегодня 74 из 308 его воспитанников, нуждающихся в исправлении звукопроизношения, пользуются услугами существующего здесь пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) и ещё 14 зачислены в специальную группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
— Пока ребёнок маленький, коверканье слов может казаться даже милым, — с доводом родительницы Анастасии, наверное, многие согласятся. — Но в дальнейшем этот недостаток способен серьёзно усложнить и учёбу, и жизнь. К счастью, у моей Арины прогресс случился за несколько месяцев занятий. Спасибо педагогам.
— Парни мои родились раньше времени, потому некоторые проблемы со здоровьем были с самого начала, — рассказывает свою историю Ольга Вилесова, мама пятилетних сыновей. — К трём годам поняла, что неправильное произношение звуков —повод обратиться к специалистам. Так они попали в логопедическую группу, где за год с небольшим избавились от дефектов произношения.
Действительно, Богдан уверенно и чётко нам заявил: хочет быть полицейским, а ещё добавил, что ему очень нравятся индивидуальные занятия.
По словам заведующей детским садом Светланы Минич, для этой категории в учреждении создана необходимая образовательная среда, есть квалифицированные кадры. Причём, что немаловажно, ребята с дополнительными образовательными потребностями получают знания рядом со сверстниками. Они также участвуют в праздниках, вместе с другими посещают кружки, на утренниках и даже на конкурсах читают стихи, им поручают посильные роли, что побуждает к ещё большему старанию.
— Чем раньше приступить к коррекции, тем выше шанс добиться успеха, — учитель-дефектолог Наталья Холмурадова аргументирует цифрами. — Например, по прошлому году 63% наших детей, имеющих те или иные проблемы с речью, полностью вышли на норму, остальные существенно улучшили результаты
Вместе с тем, здесь не скрывают: ещё многие родители остаются в плену старых убеждений, опасаясь психиатрического заключения как некоего клейма или ярлыка. Потому и не спешат помочь своему ребёнку, надеясь, что, мол, перерастёт.
— Это неправильная позиция, — дополняют коллегу дефектологи Татьяна Савчук и Александра Бойко. — Наоборот, в школе проблема может ещё больше усугубиться, вызвав сложности с письмом, чтением, да и в общении со сверстниками они тоже не исключены.
В тему
По информации районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, сегодня в наших школах и садах открыто 7 ПКПП, которые посещают 160 дошкольников и 53 ученика, которые имеют лёгкое недоразвитие речи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи, лёгкой интеллектуальной недостаточностью и с трудностями в обучении определены в 25 коррекционных классов (59 человек) и 14 садовых групп (70). Педагоги занимаются с ними по программам специального образования. Всего в районе обучаются и воспитываются 142 ребёнка с инвалидностью.
Светлана Шеколян
На фото (на 1-й стр.): Богдану Вилесову нравится заниматься с дефектологом Татьяной Николаевной.