Осталась со мною Алеся
Николай Сацура – автор эстрадных шлягеров, которые вознесли белорусских «Сяброў» на вершину всесоюзной славы. И пусть официальным руководителем коллектива считался голос, которым «звучала» группа, – Анатолий Ярмоленко, настоящим двигателем популярности и её базисом оставался наш земляк-туровчанин. Как это было, мы у него спросили.
Николай Владимирович, говорили, что Ярмоленко — лицо коллектива, а Сацура – тыл и даже начальство народного артиста Беларуси. Так ли это?
-Анатолий Ярмоленко – человек, который сам себя сделал, без помощи, протекции и связей. Собственно, этим мы с ним очень похожи. И именно в таком тандеме нам удавались и многие хиты, и формирование репертуара.
Вы, по сути, являлись главной движущий энергией «Сяброў» во всех спектрах. Однако, как бы, не первым. вас это не задевало?
-Понимаете, когда зритель смотрит художественный фильм, то ассоциирует его с актёром. Здесь, как правило, мало интересен режиссёр, или сценарист. Ярмоленко, кроме того, что оставался создателем и руководителем ансамбля, был лицом «Сяброў». А зритель всегда идёт на исполнителя, ему не важно, кто там аранжировщик и т.д. Конечно, возможно, где-то в глубине души что-то амбициозное иногда слегка и отзывалось. Но это так незначительно и очень мелко. Я испытывал огромное удовольствие от того, чем занимался. Помните, как у Конфуция: найди себе дело по душе и тебе не придётся трудиться ни одного дня в жизни. Точно обо мне.
Что как для человека творческого, в первую очередь композитора, было сложнее: формировать репертуар, заниматься с вокалистами?
-Эти два направления неразрывно взаимосвязаны.
С людьми не всегда легко ладить. А с амбициями артистов – ещё сложнее.
-Было дело, музыканты взбунтовались. И покинули группу. Создали другую – «Рождество». Я оставался с Ярмоленко, он очень переживал. А мне тогда казалось, что ничего у ребят не получится и они вернутся. Так и вышло.
Самый удачный творческий проект? А любимый?
-Трудно сказать. Наверное, наиболее успешны первые песни «Переживём», «Сцежкі», «Соперница». А что до любимых, то здесь как у матери: разве она может из множества своих ребятишек выделить одного? Я написал около трёхсот песен и наслаждался творческим процессом создания каждой.
Кто первым заметил способности?
-Мама, после того, как подрались с братом и разбил на его голове такую детскую дуду (смеётся, – авт.). Постфактум этого «исторического» события, а мне было лет пять, купили гармошку. Несмотря на юный возраст, стал подбирать мелодии. И так хорошо получалось, что спустя год состоялся мой концертный дебют… на свадьбе. Меня туда, конечно, привёл отец. И я играл! Равных мне не было. Там отмечен мой первый успех у публики.
На Полесье песенный потенциал черпал даже Владимир Мулявин для «Песняроў». Не родина ли так щедро наделила вас талантом?
-Наверное, ведь Житковщина дала Беларуси многих творчески выдающихся людей. Вспомнить хотя бы Николая Котова, который создал высокопрофессиональный танцевальный ансамбль. А туровский хор, что выступал на московских подмостках! Талантами богата наша земля.
Сохранили ли в себе ту особенность полешуков, что так отличает их от других белорусов?
-Полесье просто живёт в тебе. Каждый раз, возвращаясь домой, подпитываешься этой уникальной энергией. Конечно, есть во мне и особенности характера, с некоторыми даже долго боролся. Как и большинство моих земляков, не могу вылить гнев, оскорбив человека. Особенно, когда он заслуживает, чтобы его поставили на место. Раньше преодолевал в себе эту, как мне казалось, слабую черту. А теперь думаю, что и замечательно, ведь обиды, грубость разрушают.
Самое яркое воспоминание из детства…
-Их немало: как солому в Турове складывали, грибы собирали. Помню, как раскопки на Замковой горе вели, мы бегали туда, браслетики и другие старинные вещички находили.
Судьба артиста в нескольких словах.
-Большие радости и печали. Вообще это испытание. В особенности, если оглушительный успех возносит на вершину славы, популярности. И чем выше этот олимп, тем больнее с него падать. Вот почему в артистической среде много депрессий, алкоголя и даже суицидов. Трудно принять или смириться, что в мире всё циклично, и надо привыкать к иному статусу. Не каждый справится.
Как вам удалось?
-А кто сказал, что я справился? Если серьёзно, то опять-таки полесская рассудительность никогда не давала мне забыть о том, что всё когда-нибудь заканчивается. И то нелегко пришлось.
Творчество предполагает эмоцию, вдохновение. Где получалось его черпать?
-Меня всегда возбуждали хорошие стихи. Сотрудничество с талантливыми авторами, такими, как Виктор Квачук, Леонид Мойчук, первый мой песенник Сергей Остров. У меня нет ни одной песни на плохую поэзию, типа того, что можно услышать сегодня – «бла-бла-бла». Теперь всё стало коммерцией, к сожалению. У нас было иначе.
Любимое место в Беларуси?
-Туров, с его природой, исторической кладью, людьми.
Самый значимый презент в жизни?
-Подарок супруги – дочь. Вообще дети, а у меня есть и сын Стас, также человек творческий, у него студия в Казани, – это промысел Божий.
Чем занимаетесь сегодня?
-Коммерциализация творчества мало ему способствует. Поставленный на поток примитив унижает культуру. Поэтому… белю на даче деревья.
Что пожелали бы землякам?
-При любых обстоятельствах оставаться людьми, хранить в себе полесскую изюминку, любить и отдавать миру лучшее!
Валентина ПОКОРЧАК