Отправился прямо к главреду. Как парень из деревни Лань стал фотографом БЕЛТА?
В феврале 1982 года чемпионат мира по биатлону принимали белорусские Раубичи. Фото участников и, конечно, победителей, среди которых были спортсмены из СССР, разлетались по всему свету. В те дни Александр Дидевич, мастер редакции фотоинформации БЕЛТА, был дежурным. Именно он передавал в ТАСС по фототелеграфу в пресс-центре лучшие снимки биатлонистов.
«Сейчас вылетит птичка!»
Уже в те годы Александр Дидевич и сам делал первые снимки для БЕЛТА, выезжая по заданию редакции в поля и на фермы, заводы и фабрики, отправляясь на заседания правительства и коллегий министерств с фотокамерой Nikon. Уверяет, что точно знал еще с первого класса, что станет фотографом. Это желание пришло после того, как его запечатлел местный мастер, пообещавший мальчику: «Сейчас вылетит птичка!».
Отец поддержал сына – купил камеру «Зенит». После этого кудрявого парня с фотоаппаратом односельчане видели в самых разных уголках Несвижчины, в пойме реки Лань. Саша снимал братьев, друзей, одноклассников, отца, мать, соседей. Никто не удивился, когда после школы он пошел поступать не в вуз, а в училище, после окончания которого стал работать фотографом в Доме быта Несвижа. Там бы и продолжил трудиться, если бы не случайная встреча.
Ждали фото Леонида Ильича
Как-то в деревню Лань освещать успехи местного колхоза, которым руководил отец нашего героя Владимир Дидевич, приехали фотокорреспонденты Петр Новаторов и Владимир Лупейко. Увидев снимки парня, посоветовали тому приехать в БЕЛТА. Александр собрал работы и отправился прямиком к главному редактору Николаю Василевскому. Тому и Саша, и его фото понравились. Так в 1975 году Дидевич стал мастером фотопроизводства в БЕЛТА. Вместе с командой делали снимки с пленок, которые с колхозных и спортивных, промышленных и культурных мероприятий привозили другие фотокоры.
– Тогда редакция фотоинформации занимала три этажа нынешнего корпуса БЕЛТА по Кирова, 26 – первый, второй и цокольный. Команда у нас на то время была неслабая: 70 работающих, вместе с фотожурналистами. На первом этаже редакции находились лаборатории и телеграф, по которому принимали снимки из ТАСС и передавали обратно. Самыми напряженными были дни съездов и пленумов ЦК КПСС. Тогда на первые полосы газет шли фото заседаний политбюро ЦК и Генерального секретаря Леонида Брежнева. Когда ТАСС затягивал передачу снимков, у подъезда БЕЛТА дежурили, иногда и за полночь, автомобили от ведущих изданий. Они не имели права выйти без важнейшей политической информации Советского Союза, – объясняет Александр Дидевич.
Фотография всегда играла большую роль в политической, социальной и культурной жизни страны.
– Мы выпускали тематические подборки снимков – для библиотек, домов культуры. Еженедельно в Минске на улицах, в том числе на площади Победы, у кинотеатра «Центральный» обновлялись стенды с фото БЕЛТА, – вспоминает Александр Владимирович.
Газеты со снимками, сделанными сотрудниками Белорусского телеграфного агентства, в 70-80 годы выходили огромными тиражами. В столице, областных и районных городах их вывешивали в самых людных местах – на площадях, вокзалах, у заводских проходных.
Ему улыбался Машеров
В первые годы работы в агентстве Александр Дидевич жил на съемной квартире и рано утром приезжал на работу на автобусе. Высаживаясь на Октябрьской площади, шел по Красноармейской улице. Иногда на перекрестке встречал первого секретаря ЦК Беларуси Петра Машерова, который жил неподалеку.
– Всегда здоровался с Петром Мироновичем, он отвечал с улыбкой, – вспоминает Александр Владимирович.
Лица героев
С начала 90-х Александр Дидевич стал работать фотокорреспондентом БЕЛТА. Камера мастера за 30 лет службы в агентстве запечатлела тысячи человек, среди которых премьер-министры, главы регионов, министерств и ведомств, иностранные гости, рабочие, сельчане, артисты.
Самые знаменитые лица репортажей Александра Владимировича – наши земляки, удостоенные звания «Герой Беларуси». В их числе Михаил Карчмит – легендарный руководитель агрокомбината «Снов», Павел Мариев – гендиректор ПО «БелАЗ», Михаил Высоцкий – гендиректор научно-инженерного предприятия «Белавтотракторостроение» Национальной академии наук, Петр Прокопович – председатель правления Нацбанка, Василий Ревяко – глава СПК «Прогрес – Вертелишки», Митрополит Филарет, биатлонистка Дарья Домрачева.
С Карчмитом Александр был знаком задолго до того, как Михаил Александрович вывел агрокомбинат «Снов» в лидеры АПК. Герой Беларуси прошел хорошую школу менеджмента в колхозе «Ленинский путь», которым руководил Владимир Дидевич. К нему Карчмит пришел работать инженером. Александр не раз ездил с Михаилом Александровичем в его «советском джипе» ГАЗ-69 по полям и лугам, вместе смотрели, как работает техника.
Камера мастера запечатлела космонавтов Петра Климука, Владимира Ковалёнка, Олега Новицкого. Но все же главным героем его репортажей чаще всего был человек труда. Журналисты газеты «7 дней» с Александром Дидевичем объехали Беларусь вдоль и поперек. Обошли, наверное, все коровники, свинофермы, птицефабрики.
– Мы забирались на новостройки и фотографировали города с высоты птичьего полета. Вели репортажи из литейных и сборочных цехов отечественных предприятий, аудиторий вузов, лицеев и колледжей, открытых уроков школ, сцен театров и других учреждений культуры страны, ее улиц и дорог, полей и лесов, – вспоминает Александр Дидевича. Теперь это все – важные страницы летописи страны.
И сейчас представляет Родину
Уже несколько лет Александр Владимирович на заслуженном отдыхе.
– Если ты журналист, останешься им навсегда. Даже на пенсии! – говорит коллега и уточняет: – Я и сейчас прославляю Родину, правда, уже в «Одноклассниках». Создал там две группы – о Несвиже и деревне Лань.
| Тамара МАРКИНА, газета «7 дней».
| Фото предоставлены Александром ДИДЕВИЧЕМ.