Как производят берёзовый сок на Житковщине. Часть 1
Вот это нас потрясло! Десять километров от Житковичского лесничества в Забродье до участка, где продуктивно плачут берёзы, растянулись по времени. Из-за ухабов, реально не проездных направлений между прижавшимися к просекам деревьями и через узкоколейку торфобрикетного завода. Тот ещё экстрим.
Но УАЗ и лесничий Евгений Романов, надёжные как весь гражданский флот, не подвели. Даже ёкнувший на крене машины страх усмирили опытной уверенностью.
Путешествие стоило того. А вальяжные мешки из полиэтилена уже нетерпеливо подпирали стволы. Ёмкости освобождают раз в сутки, именно с такой скоростью тара наполняется полезным напитком в пик «урожая». В этом сезоне его сбор стартовал раньше обычного. Виной всему мягкая и ранняя весна, погнавшая по древесине нектар. Он, кстати, констатирует опытный сборщик мастер леса Василий Лукьянович, здесь чист аки слеза. И мы вдруг узнаём, что качество сока в разных местах отличается. Например, в низине, где больше влаги, он не только обильнее, прозрачнее, но и не такой сладкий, как на возвышенности. Сегодня берёзки щедры на свои слёзки, а вот ближе к середине апреля или финишу урожая, их ранки-надрезы станут заживляться. Затянувшиеся вязкой субстанцией подсечки придётся ещё и прочищать, чтобы сок стекал.
Вообще, размышляет лесничий, овчинка выделки для лесхоза не стоит. Продают населению напиток по 17 копеек за литр. А хлопот — целый рубль на указанную единицу. Считаем: транспорт к месту сбора, люди, следящие за процессом, расходные материалы… Удивляются цене на берёзовый сок и гости-россияне, искренне радуясь, что так задёшево дорого себя подбодрят. А что уж о нас говорить? Впрочем, можно кое-что и обсудить. Так, сегодня в Житковичском лесхозе не прочь сбора сока жителями самостоятельно. При условии заявления, разрешения и указанного места. Но с учётом затрат, многие разумно покупают в лесничестве. В Житковичском лесхозе населению уже реализовали больше двух тонн. На этом рынке планируют продать до шести тонн, ещё порядка девяти тонн возьмёт ОАО «Туровщина», чтобы законсервировать. На выходе — 15 тонн против 3,5 прошлогодних.
Тем временем нам дают мастер-класс. Пока Василий Лукьянович, пронзая визгом бензопилы лес, делает подсечку берёзы, Евгений Анатольевич посвящает в особенности процесса. Сбор сока можно производить в лесном фонде лишь хозяйственного пользования с пяти лет. Для этого 25-ый квартал, где мы вникали в тему, самое подходящее место. Стволы деревьев выбирают не меньше 20 см в диаметре. А по окончании сбора живительного напитка снимают сокосборники-желобки (их как раз Василий Николаевич устанавливал). Старые порезы замазывают глиной, чтобы предотвратить заболевание дерева. Затем наша лесосека будет вырублена.
Кстати, купить сегодня «свежевыжатый» сок можно в четырёх лесничествах Житковичского лесхоза: Ляховичском, Ленинском, Юркевичском. И, конечно, Житковичском, где под занавес репортажа мы напиток и оценили. Вдали от дорог и людей, экологически чистый и по-настоящему вкусный.