Такого человека надо поискать. Один день с социальным работником
Няня, помощница и даже дочка. Такие тёплые обращения, пожалуй, лучше любых квалификационных характеристик говорят об отношении к тем, кто своим скромным трудом улучшает качество жизни одиноких пенсионеров. Что за мотивы приводят в эту пусть и востребованную, но далеко не денежную профессию, какой её минус одновременно становится плюсом и почему, имея детей, старики часто одиноки? Об этом и не только успели узнать, напросившись в провожатые к социальному работнику Житковичского ТЦСОН Елене Ранчинской.
СЕМЬ СЕРДЕЦ
По телефону договариваемся встретиться в 9 часов у «Копеечки» на улице Фрунзе, откуда и стартует наш маршрут. Вот и моя визави. С первого взгляда и не скажешь, где может трудиться эта молодая, современная и энергичная женщина.
– Вообще-то я продавец, – складывая в корзинку продукты, Елена Ивановна вспоминает начало карьеры. – После того, как два года назад закончился контракт приёмного родителя, поиск вакансии привёл в территориальный центр. Сначала оформилась няней по уходу за двойняшками, а через три месяца меня перевели в сиделки к пожилой женщине с инвалидностью. Параллельно ещё подменяла и соцработников на время отпусков. И вот уже год как имею своих постоянных обслуживаемых. Работа нравится, привыкла к ней быстро. Хотя, скажи кто раньше, в какую сферу занесёт судьба, не поверила бы.
Кому-то, возможно, хватит и одного дня, чтобы после посещения лежачего человека, нуждающегося в элементарной помощи, прийти к выводу: эта дело не для меня. Елену же Ранчинскую условия труда не испугали. Только сейчас женщина признаётся, что всё-таки лучше начинать путь в эту профессию не с самого тяжёлого морально и физически, как получилось у неё, фронта. А мне подумалось, что в этой профессии нельзя натренировать искреннее участие. Кто в радость заботится о других, обладает настоящим талантом. Милосердие – неразменная монета.
Тем временем мы уже у кассы. Первые на сегодня покупки скромные: минеральная вода, молоко, батон. Предпочтения тех, кого обслуживает, соцработник хорошо изучила. Одним нужны продукты определённой марки или производителя, кто-то обращает внимание лишь на срок годности. Что купить, Елена обсуждает заранее. Заказы вносит в списки. Кладёт их вместе с выделенными на шопинг деньгами по семи пакетикам – столько у неё нынче подопечных.
Недавно одна бабушка-долгожительница отказалась от помощи по причине того, что заботу о ней взяли на себя вернувшиеся в родительский дом дети. Кроме пожилых женщин, у нашей героини есть на обслуживании и один мужчина. Шесть человек она посещает трижды в неделю, одного – каждый будний день. Итого еженедельно получается не меньше 20-ти визитов. Признаётся, что нередко к некоторым забегает и вне расписания, если вдруг что-то срочно понадобится.
НЕТ НИЧЕГО ПОСТЫДНОГО
За разговором подходим к одной из многоэтажек на улице Фрунзе. В коридоре нас радушно встречает улыбчивая элегантная дама.
– Такого человека как Лена, надо поискать, – Лидия Андреева с ходу даёт своей помощнице отличную рекомендацию. – Когда она ушла недавно в отпуск, я на подмену не соглашалась. Так бы, кажется, руками всё сама сделала, а вот ноги из-за артроза не слушаются. Хорошо, что есть социальная служба. За небольшие деньги – плачу меньше 20 рублей – столько поручений выполнят.
В квартире Лидии Николаевны, которая много лет возглавляла райплемстанцию, и на пенсии ещё долго трудилась контролёром в кинотеатре, идеальный порядок и чистота. Елена Ранчинская регулярно делает здесь уборку, приносит продукты, ходит в «Оптику» и аптеку за лекарствами.
Не оставляет без внимания хозяйку и семья. Дочь, имеющая инвалидность по зрению, каждый день на связи, не отказывая в помощи, регулярно тёщу навещает зять.
– Сразу встретила возмущение, – говорит собеседница, – мол, неловко, что маму будет посторонний человек обслуживать. Но потом согласились: ничего постыдного в этом нет. Ведь детям надо работать, а кто-то и вовсе живёт от родителей далеко.
Пока мы беседуем, Елена Ивановна успевает разложить продукты, вытереть в комнате пыль, внести записи в специальную тетрадь, прикрепить чеки из магазина. Лидия Николаевна, заверив визит подписью и обсудив планы на следующее посещение, тепло прощается.
ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ
А мы держим путь в Озёрный. В тот вторник для большей репортажной мобильности соцработник взяла личное авто. Обычно преодолевать немалые расстояния по городу ей помогает электровелосипед, но и пешком приходится нахаживать больше 10 тысяч рекомендованных в сутки шагов. Причём за редким исключением не с пустыми руками. Особенно нагрузка возрастает накануне праздников, когда бабушки, помимо стандартного набора продуктов, заказывают к столу что-то вкусненькое.
– Вот вчера в аптеке провела полчаса, пока выдавали лекарства по 13 рецептам для одного подопечного, – у соцработников, оказывается, нет привилегий на внеочередное обслуживание в магазине или поликлинике. – Приходилось на ВКК оформлять документы на выделение глюкометра, тест-полоски для диабетиков получать, анализы в лабораторию как-то носила.
Впрочем, больше всего времени забирают не дела, а дорога. Люди, которым помогает Елена Ивановна, живут в разных концах города. Но расстояние одновременно выступает и положительным фактором. Прежняя работа собеседницы ограничивалась квартирой, а тут, говорит, пока идёшь, голова переключается, воздухом дышишь, природой любуешься.
Утверждают, что к старости у людей портится характер. А тут надо каждому немощному, одинокому угодить, посочувствовать и при этом сохранить своё душевное равновесие. Понимая, к чему клоню, женщина не задерживается с ответом:
– Честно сказать, мне, наверное, повезло. Все люди хорошие, благодарные. Другими-то их и не знала. Тут важно уметь договариваться, согласовывать все свои действия, тогда и недопонимание не возникнет. Многим важнее физической помощи общение, моральная поддержка. Любят бабушки вспоминать свою молодость, а я слушаю…
ЧТО НИ ПОПРОСИШЬ, СДЕЛАЕТ
По дороге снова заходим в магазин. Заглядывая в шпаргалку, Елена Ранчинская достаёт с полок «Евроопта» ряженку, сыр, хлеб, сметану и лимон. Такие нехитрые пожелания следующей подопечной, Марии Семёновны. Дверь нам открыла моложавая дама. В разговоре узнаю, что второй год как она вернулась из Минска на малую родину. В Житковичах живут племянники.
– У нас, бабуль, то руки болят, то ноги не ходят, — шуткой на комплимент по поводу бодрого вида отвечает собеседница и протягивает милый презент – вязаные носочки. – Вот под телевизор со спицами время коротаю, да раздариваю потом детям и взрослым.
Всю жизнь женщина трудилась в торговле, в советское время даже в ГДР успела поработать. Помощь соцработника принимает с благодарностью и Лену свою хвалит:
– И лекарства принесёт, и продукты, полы вымоет, приготовит, когда надо, что-то. Да и поговорить с ней приятно. Внимательный человек, что ни попросишь, сделает.
Тем временем Елена Ивановна приступает к запланированным работам. Сегодня ей предстоит вымыть раковину и поменять постельное бельё…
Наш репортаж на этом пришлось закончить. Не все пожилые люди готовы впустить в свой дом чужого человека и делиться личным с журналистом. А социального работника в тот день ждали ещё четверо подопечных. Переделав кучу дел, домой она вернётся к шести часам вечера, чтобы завтра снова идти на помощь.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
•120 соцработников опекают 1064 жителя района.
•10 нянь ТЦСОН оказывают услуги 13 семьям, воспитывающим детей-инвалидов и двойняшек.
•44 сиделки осуществляют уход за 48 нетрудоспособными людьми, утратившими возможность самообслуживания.
Светлана ШЕКОЛЯН, фото автора