Материнский капитал
В ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Александр Лукашенко высказался о возможности предоставления семьям, где родился третий ребенок, депозита на сумму 10 тысяч долларов. Таким образом, в ближайшей перспективе Беларусь вслед за Россией может стать страной, в которой законодательно закреплено понятие «материнский капитал».
Взвешенный подход
Правда, пока все разработки находятся на проектной стадии, хотя занимаются специалисты этим вопросом не первый год. Во время прямой линии, прошедшей в редакции “Народной газеты” несколько месяцев назад, заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак отметил, что НИИ труда Министерства труда и социальной защиты еще в 2012 году была проведена научно-исследовательская работа по определению и обоснованию предложений по внедрению семейного капитала в нашей стране.
— Для обмена опытом мы также проводили совместно с Министерством труда и социальной защиты России семинар по вопросам реализации механизма семейного, или, как его называют в народе, материнского капитала, — отметил Александр Румак. — К этой мере стимулирования рождаемости и защиты материнства и детства надо подходить очень взвешенно, учитывая многие факторы, и в первую очередь — финансовые возможности государства. Ведь речь идет о существенных объемах бюджетных средств. Необходимо также предварительно проанализировать действенность и эффективность мер, реализованных при выполнении Национальной программы демографической безопасности на 2011—2015 годы.
В ногу с Европой
О том, что белорусские семьи нуждаются в экономическом стимулировании рождаемости, не сомневается, пожалуй, никто: проблема депопуляции населения, которая обозначилась в стране еще в 1992 году, сегодня только набирает обороты. Проведено немало выборочных демографических и социологических исследований, все они показали одну и ту же картину: подавляющее большинство наших семей имеют одного или двоих детей. Как результат каждое последующее поколение оказывается малочисленнее предыдущего.
С проблемой низкого воспроизводства населения в конце XX века столкнулись многие страны Европы. Сегодня 57 процентов из них активно применяют политику, направленную на то, чтобы как можно больше семей не останавливались на одном ребенке.
Вообще в современном мире выделяют две наиболее эффективные модели экономического стимулирования рождаемости. Первая — система поддержки семей с детьми, основанная на принципах повышения трудовой активности родителей и успешного совмещения ими занятости и исполнения семейных обязанностей (по такому пути пошли скандинавские страны и Дания).
Основным инструментом второй модели стимулирования рождаемости являются пособия и выплаты, дифференцированные в зависимости от количества детей в семье (Франция, Бельгия, Россия, Беларусь). Некоторые государства направляют достаточно большой объем финансовых ресурсов на поддержку семей с детьми — до пяти процентов ВВП.
От трех и больше
— В демографических программах разных стран предусмотрено многое: пособия на детей, предоставление отпусков по уходу за ребенком для матери или отца, субсидии на медицинское обслуживание ребенка, налоговые скидки, жилищные субсидии, гибкий график работы родителей и другое, — говорит заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Елена Шамаль. — С тех пор как в 2007 году в России начал действовать материнский капитал, повышение рождаемости (особенно значительным ее увеличение было в 2007—2009 годах) охватило преимущественно средние и старшие возрастные группы матерей. Именно эта категория граждан вносит главный вклад в рождение вторых и последующих детей.
В Беларуси государственная поддержка семей, воспитывающих детей, тоже имеет свои положительные результаты: в прошлом году у нас родилось 118 тысяч малышей — за последние двадцать лет это рекорд! И здесь, считают специалисты, важную роль сыграло увеличение пособий по уходу за детьми до трех лет.
— На мой взгляд, введение материнского капитала определенно может повлиять на увеличение рождаемости в нашей стране. Однако не стоит ждать демографического взрыва, — предупреждает Елена Шамаль. — Ведь демографические процессы зависят не только от экономической составляющей, но и от количества женщин детородного возраста, приоритетов в семье, жилищных проблем, карьеры и многого другого. Да, многолетний опыт России по применению материнского капитала зарекомендовал себя с хорошей стороны. Тем не менее мы должны осознавать, что любые меры имеют временный характер. Финансовая поддержка не меняет репродуктивных установок, и всплеск рождаемости гарантируется только на определенном промежутке времени. А значит, наравне с проработкой вопроса о белорусском материнском капитале мы должны активнее возвращать в общество “моду” на семью, в которой идеальное количество детей — от трех и больше.
КСТАТИ
|
СПРАВКА “НГ”
Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство, при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели: улучшение жилищных условий; получение образования; пенсионные накопления матери. Согласно данным Пенсионного фонда, с июля 2009 по сентябрь 2013 года материнский капитал получили 4,6 миллиона российских семей. В основном эти деньги используются для улучшения жилищных условий — на покупку жилья было направлено около 94 процентов от суммы всех выплат.