«А я молилась, чтобы Господь сохранил мне жизнь»
Анастасия Бандюк из тех пожилых людей, на которых посмотришь –- и сразу проникаешься добротой. Она такая была и по жизни. Словом плохим никого не одарила, всегда честная, на диво добросовестная, исполнительная и очень добрая –- именно так о ней и сегодня вспоминают ее бывшие коллеги. И именно они пожаловали в гости к бабушке Насте с тем, чтобы сказать ей добрые слова по случаю ее девяностолетнего юбилея.
Во главе всей команды поздравителей — председатель ветеранской организации Житковичской центральной районной больницы Нина Махнач, далее — бывшая коллега Трофимовны (именно так по старой привычке называют бабушку Настю те, с кем она работала долгие годы) Зинаида Мельник и Владимир Зинченко. Свои поздравления юбилярше передали и заведующий рентгенологической службой Олег Корнев, и Валентина Минчук, с которой вместе работали в рентгенкабинете. И удивительно мне было: в свои девяносто Анастасия Трофимовна помнит всех не только в лицо, но и по именам, фамилиям. И тут же, не медля, начинает расспрашивать про тех, с кем работала плечом к плечу. С интересом рассматривает меня, а, познакомившись, охотно делится всем пережитым за девять десятков.
Жизнь свою Анастасия Трофимовна называет «опаленная войной». Двадцать один год ей был, когда фашистская Германия позарилась на свободу и мирную жизнь наших людей. Война встретила ее в родных Житковичах. Тогда, в самый расцвет молодости, у нее была одна мечта: поскорее бы все закончилось. Такого страха она в жизни больше не испытывала. «Тут взрывались снаряды, там взрывались, а я все молилась, чтобы Бог сохранил мне жизнь. Всю войну я проносила у груди маленький клочок бумажки, на котором своей рукой написала молитву», — вспоминает бабушка. Теперь, конечно, стерлись из памяти те заветные молитвенные слова, но главное — вера в Господа Бога жива. Его Анастасия Трофимовна еще долгие годы носила в кошельке, как главного своего спасителя от фашистских посягательств.
Помнится еще, как однажды помогла партизанам. Нужно было доставить им записку. А как? Если всех досматривали очень тщательно. Тогда отец принял решение: отнесешь ты, Настенька. Мол, молодая, в случае чего, пожалеть могут. Права выбора тогда не было, ведь она понимала, что этот поступок — ее гражданский долг. Тогда же и придумала: столь ценную записку можно спрятать в кудрях волос, заколов гребешком. На досмотре, которому подвергли немцы, дрожала от страха, но себя не выдала, выполнив ответственное задание.
Как только были освобождены Житковичи, Анастасия Трофимовна поспешила устроиться на работу. Уже в августе 1944 года в ее трудовой книжке появилась первая запись. Восемнадцать лет проработала она санитаркой хирургического отделения. После была переведена в тубдиспансер, а потом, 1981 году, стала санитаркой рентгенкабинета. Отсюда она и ушла на заслуженный отдых. Когда уходила, обратилась к главному врачу с просьбой: «Мою дочку Женечку возьмите на мое место». Решение главврача было положительным: «Вашу дочку я возьму».
— Все знали о том, какой человек наша Трофимовна, — добавляет Нина Махнач. –- И только из уважения к ней Евгению приняли на работу санитаркой отделения переливания крови, где она также добросовестно, как когда-то ее мама, отработала пятнадцать лет.
Двух дочерей, старшую Нину и младшую Женю, достойно воспитала Анастасия Трофимовна вместе с супругом. Правда, он не дожил до столь счастливого момента супруги. Почему счастливого? Бабушка Настя не скрывает и радости, и гордости за то, что очень нужна своим дочерям, что не обуза она им сегодня, а самая большая в жизни радость (одно только огорчает, здоровье уже не то, в ежедневном рационе –- прием лекарств. А недавно Анастасии Трофимовне во второй раз сделали операцию на глазах). И ее Нина, и ее Женя сегодня с огромным удовольствием и почтением заботятся о маме. Зимой, когда в доме Женечки от холода негде душу деть, Анастасия Трофимовна живет у старшей дочери в поселке Червоное. А как потеплеет за окошком, перебирается в райцентр, к младшей дочурке. И везде ей рады, везде ей комфортно. Троих внуков дождалась, четверых правнучков успела подержать на руках. Еще две младшие сестры из их большой семьи (мама, папа и восьмеро детей) живут в Житковичах. Это и есть счастье ее девяноста лет. На прощанье Анастасия Трофимовна желала здоровья всем гостям, долгих, как у нее, лет жизни. И всех по-родному целовала в щеку. Даже меня. Чем очень растрогала…
С. СЕВОСТЬЯНОВА.