Михаил Шруб: «Это большое удовольствие — работать на земле»
Крестьянское хозяйство Михаила Шруба существует уже более двадцати лет. Оно стало одним из первых примеров зарождающегося в республике фермерства. История предприятия убедительно доказала, что в частных руках при соответствующем подходе земли могут давать самую высокую отдачу, а люди, на ней работающие, благодаря эффективному менеджменту иметь достойный уровень благосостояния.
Сегодня хозяйство уверенно закрепилось в числе самых передовых в стране, заняв по многим направлениям деятельности лидирующие позиции. Как удается держать взятую планку? Об этом рассказал глава крестьянского хозяйства Михаил Шруб.
Устойчивая
сороконожка
— Наше хозяйство начиналось в 1993 году с 28 гектаров земли, на которых возделывались зерновые культуры и овощи. Трактор мы купили только на второй год существования. Сегодня мы имеем 1600 гектаров, из которых 800 составляет пашня. Пройден большой путь до современного высокоразвитого предприятия, которое по объемам производства занимает первые места, и не только в районе. На единицу земли мы получаем гораздо большую отдачу, чем многие другие хозяйства.
Мы развиваемся в нескольких направлениях, по принципу сороконожки. Так, конечно, сложнее, но зато конструкция устойчивее. Многопрофильность позволяет застраховаться от экономического риска, а с другой стороны, осваивать что-то новое всегда интересно. Сейчас хозяйство реализует четыре основных проекта.
В отрасли растениеводства мы по-прежнему занимаемся выращиванием овощей и картофеля, а также зерновых культур для обеспечения кормовой базы. За счет повышения плодородия почвы, не увеличивая посевные площади, получаем стабильные урожаи: по 500-600 тонн овощей с гектара, 300-500 картофеля, зерновые в этом году дали свыше 75 центнеров на круг, в бункерном весе намолот составил 2900 тонн. В прошлом году завершена модернизация растениеводческой отрасли, на что было потрачено более 3 миллионов евро, полностью обновлена техника, построен комплекс по хранению овощной продукции, ее переработке, мойке и фасовке. В цехе работает современное технологическое оборудование. Потребителю продукция поставляется в удобной современной упаковке. Только в этом году на экспорт, хотя и в республике мы тоже продаем, реализовано овощей на сумму более 500 тысяч долларов. И это не предел.
Совершенствуется процесс производства свинины. Шесть лет назад собственными силами был построен свиноводческий комплекс, куда завезли племенных животных, получаем в живом весе тысячу тонн мяса в год. Хорошие привесы — 750-800 граммов — лучший показатель в республике. Качество мяса отличное, потому что не используются антибиотики и кормовые гормоны. Поголовье выращивается по европейским технологиям, и такие добавки исключены. Есть у нас убойный цех, цех по производству полуфабрикатов. Мясная продукция идет в Минск, другие регионы, а также в собственную торговую сеть.
Мы восстанавливаем поголовье крупного рогатого скота. Когда-то в хозяйстве было 350-370 коров, от которых получали по 6200 килограммов молока. Сегодня имеем планы на тысячу голов дойного стада и три тысячи всего КРС. Закупили у населения молодняк, вырастили хороших нетелей. Готовы помещения, строим доильный зал. Надеемся до конца года получить молоко. В первый год надои должны достичь 4 тысяч килограммов на корову, а в перспективе выйти на 7-8 тысяч. Все для этого есть.
И еще одно направление деятельности — торговля, ресторанный бизнес и агроэкотуризм. Крестьянское хозяйство имеет 4 фирменных магазина, два из которых в Столинском районе, и кафе, все это востребовано. Занимаемся мы и развитием агроэкотуризма — большей частью это планирование и создание базы. Но некоторый опыт у моей семьи в этом уже есть. На Ствиге сейчас строится усадьба для приема гостей. Считаю, что агроэкотуризм — очень перспективное направление, развитие которого позволит решить многие проблемы белорусского села. Для нас это скорее имиджевый проект, на котором не очень заработаешь, но ведь не все должно мериться деньгами.
Земля
крестьянам
— Мы гордимся тем, что создали самодостаточное крепкое хозяйство и развиваем его. Все 20 лет живем за счет собственных средств, ни у кого денег не просим, хотя наши вложения в сельхозпроизводство не меньше, чем в других хозяйствах. Кредиты берем только коммерческие, льгот практически нет. Находясь на небольшой площади земли, полностью обеспечиваем себя кормами для поголовья животных, которое, кстати, по плотности в несколько раз превосходит другие сельхозпредприятия. Наши работники имеют достойную зарплату — по прошлому году 580 долларов, в этом будет более 600.
Проектов много, но нам не хватает земли. Вопрос расширения площадей сейчас пытаемся решать с государством, убеждая, что можем использовать их более эффективно. Проблема эта не простая и требует взвешенного подхода. Несмотря на то, что я фермер, я против частной собственности на землю. Ее нужно сдавать в аренду, просто надо отработать четкий механизм ее передачи для нужд крестьянских хозяйств.
Не смотря на то, что наше хозяйство было в какой-то степени первопроходцем в фермерском движении и сталкивалось с неизбежными трудностями, проблемы остаются и сейчас. В обществе по-прежнему существует недооценка роли частного бизнеса. Собственник ведь принимает самостоятельное решение, а не ждет указки сверху, поэтому и вся ответственность лежит только на нем, он рискует своим рублем и своей репутацией.
Я ведь пошел в фермеры не за длинным рублем, заработать было где. Просто мне хотелось жить своим умом, по совести, иметь возможность и условия для принятия собственного решения и за него отвечать. А еще должна быть мотивация к труду, интерес. Работать на земле — большое удовольствие. Это заложено в генах и сопричастно с творчеством. Бог творит, и человек рождает живое, увлекается этим. Мы все немножко земледельцы и животноводы, потому что реально видим результат своего труда.
Сельский труд – это не работа,
а образ жизни
— В нашем крестьянском хозяйстве трудится 120 человек, еще несколько десятков сезонных рабочих. В большинстве все они замечательные, образованные люди. Я доволен своей командой и здоровой атмосферой в коллективе. Но растить кадры — большой труд. И не стоит недооценивать значение специалистов и рядовых работников, они иногда все чувствуют тоньше, а настроение в коллективе играет большую роль.
Престиж профессии зависит от многих факторов. Прежде всего, это возможность реализовать себя, достичь успеха в своем деле, быть отмеченным за это. Немаловажную роль играют условия работы и материальный стимул, привязанный к результативности труда: сделал больше — больше и получи. Страна признала, что производительность труда должна если не опережать, то хотя бы быть на уровне темпа роста заработной платы. В хозяйстве все есть для профессионального роста.
Еще надо отметить так называемый соцпакет. Наши работники уже лет семь не сеют приусадебные участки: овощи получают бесплатно, две полутуши свиные в год бесплатно, от двух до четырех тонн картошки тоже выдаем. У людей появилось время заняться собой, проведать детей, внуков. И люди за это говорят «спасибо».
Мы живем и работаем в соответствии с законодательством, как и государственные предприятия, исполняя все социальные гарантии, и даже больше. Нарушать их мне же не выгодно: народ уйдет к другому работодателю. А в нашем удаленном регионе с кадрами есть проблемы. Хороший специалист ведь не появляется ниоткуда, его надо вырастить: найти человека, у которого горят глаза, помочь ему стать на ноги, увлечь перспективой.
Почему мы затеяли развитие агротуризма и торговли? В большинстве в хозяйстве ведь работают мужчины, а куда идти их женам после декретного отпуска? Ведь не все хотят и могут трудиться на ферме, они находят себя в другой сфере, мы им предоставляем такую возможность. У нас много пар, особенно среди местных. И моя семья — дочь с зятем, сын, жена, оба брата работают в хозяйстве.
Я знаю, что в традиции газеты называть имена лучших, но я не люблю отмечать передовиков. Конечно, у нас есть дифференциация в зависимости от степени трудового участия, разработана система оплаты труда. На самом деле их много, большинство. Нельзя культивировать нездоровую конкуренцию, соперничество должно быть честным и при равных условиях.
Чего скрывать, есть у нас и работники, нарушающие дисциплину по причине нашей общей беды — пьянства. К этому мы относимся нетерпимо, но ведь это тоже наши люди, и мы за них боремся, используя все возможности. А как иначе? Ведь у них семьи, и работники они неплохие.
Я доволен, что мы живем, развиваемся. Сами себе хозяева, реализуем намеченные планы. При этом я имею в виду не только себя, а и специалистов, которые помогают делу, рядовых работников хозяйства, потому что все они заинтересованы в улучшении общего результата.
Светлана Шеколян.