В деревне Ново-Ленин живет удивительная женщина — бабушка 54 внуков и 34 правнуков
Когда младшая дочка Куриловичей – Аня уезжала учиться, у калитки посадила березку. Сама выкопала в лесу тонкий стволик, принесла до хаты и опустила в ямку: пусть растет на память.
С той поры минуло уже три десятка лет. Дерево вымахало выше крыши, комель упирается в забор, а обхватить белостволую красавицу по силам разве что сильным мужским рукам. Каждую весну покрывается береза клейкими пахучими почками, летом укрывает щедрой тенью двор, шуршит листвой под ногами в осеннюю пору, а когда приходят морозы, задумчиво серебрится пушистым снегом. И так год за годом, невзирая на перемены погоды.
Деревья часто сравнивают с человеком, а эта береза стала своеобразным символом семьи. Ее корни — родители Владимир и Мария, ветки — их дети: пять дочерей и семеро сыновей, которые дали жизнь молодой поросли — 54 только родным внукам. А те разрослись тоненькими стебельками — правнуками, коих сегодня 34 человека. Если посчитать еще и вторые половинки, что есть у большей части наследников, то род выйдет знатный — под две сотни человек. К сожалению, в двадцать с небольшим от внезапной болезни умерла дочка Валентина — седьмой ребенок из тринадцати рожденных, а четыре года назад в вечность ушел муж и отец большой семьи – Владимир Антонович. Но память о них живет в сердцах родных.
Крепкие корни дружного рода
— Нам Бог помогал детей годовать, — рассказывает Мария Федоровна, которую в деревне, несмотря на ее почтенный возраст, ласково зовут Маринкой, и добавляет: — Без веры большой семье пришлось бы трудно. А так выросли все хорошими людьми, каждый нашел свою дорогу.
В Ново-Ленине, где люди остались всего лишь в девяти домах, бабушка сейчас живет с самым младшим ребенком — 38-летним Василием. Он пока единственный не обзавелся семьей. Остальные дети не далеко отъехали от родительского дома: шестеро обосновались в Житковичах, одна дочка — в деревне Гряда, двое выбрали Барановичи, один сын живет на Гродненщине и только самая старшая Люба, ей в этом году исполнится 62, после Чернобыля перебралась в Краснодарский край.
Все Куриловичи живут по христианским заповедям и как родители чадолюбивы. У Валеры восемь сыновей и дочек, по семеро наследников у Любы и Николая, а на внуков самый богатый Леонид, их у него 15. Стоит сказать, что кроме родных детей Светлана воспитывает двоих приемных, а Зоя вышла замуж за вдовца с 9 ребятишками, младшим из которых было всего 3 и 5 лет. Ведь и старшие Куриловичи когда-то взяли в свою и без того немаленькую семью племянницу Надежду, когда та стала сиротой. Для таких поступков надо иметь большое сердце. Но самое интересное, что в этом они не видят ничего удивительного, принимая все как должное.
Трудолюбием богаты
Мария Федоровна рано осталась без родителей, замуж пошла в неполных 18 лет, имея за плечами всего 5 классов. Смыслом ее существования стали дети, друг за дружкой пополнявшие дом. С супругом они познакомились на хуторе Великая Нива близ Стеблевичей, где жила девушка. А Владимир Антонович родом из Ново-Ленина. Хоть и имел статус инвалида детства, но руки у него были золотые. Благодаря природной смышлености и законченной семилетке стал Курилович совхозным бригадиром. К нему, грамотному человеку, шли односельчане за советом и помощью в написании разных бумаг в инстанции.
Именно с отцом дети, когда пошли в школу, учили уроки. Антонович стремился дать сыновьям и дочкам образование. Проблем учителя не знали ни с одним из этой семьи, все были в дисциплине примером, а девочки к тому же и отличницами. Сегодня в их роду широко представлены самые разные профессии, есть медики и учителя, экономисты и инженеры, юристы и строители, работники других специальностей. Толокой братья помогали друг другу ставить дома, а сестры вместе обустраивали быт.
Хоть и жили в тесноте, пока не срубили рядом с бабушкиной хаткой просторный дом, зато дружно. У них не было в обиходе слов «не хочу» или «не буду». Работали всегда сообща: люди картошку неделями копают, а Куриловичи разом за два дня выберут. Сено привезут для скотины – по травинке занесут в сарай. А дрова начнут готовить — пока старшие за вторым возом валежника поедут, меньшие как муравьи первую партию сухостоя порежут и во двор унесут.
Не лентяйничали и в лесу, который был всегда истинным кормильцем. Их — первый гриб и самые ягодные места. Друг с другом соревновались, кто больше черники соберет, с пустым набирком возвращаться домой было стыдно. Еще желуди собирали для лесхоза. Однажды семейный рекорд поставили, сдав 2,5 тонны, вышло за труды 500 рублей – большие по тем временам деньги. Каждый старался внести копеечку в общий бюджет, чтобы к школе было за что обновки купить да учебники. Все богатство наживали, как говорится, с мозоля.
Где любят и ждут
А порядку в доме и сейчас, несмотря на то, что бабушке идет восемьдесят первый год, можно позавидовать. Каждая вещь на своем месте, пол украшают беленькие половички, связанные руками хозяйки, чистота кругом. По убранству дома и не скажешь, что здесь жила большая семья, разве что тарелок и мисок на полочке стоит непривычно много, да спальных мест в комнатах больше, чем в других домах.
Несмотря на то, что семья вела натуральное хозяйство, никто не голодал. Корова была и не одна, конь-помощник, свиноматок с поросятами держали. Готовили простую деревенскую еду, причем, даже не в ведерных чугунках. Самая большая кастрюля в доме еще с тех времен – литров на 6-7, просто сразу варили несколько блюд в небольшой посуде. Как признается хозяйка, дети их выглядели не хуже других деревенских. Богатством считалось не материальное благополучие, а мир и согласие в доме.
За добросердечность уважают эту семью односельчане и, особенно, за огромное трудолюбие.
— Мы старались всю работу делать быстро, один одного подгоняли, чтобы и погулять время было, — вспоминает Зоя Владимировна, с которой мы приехали в деревню. — Никто про тяжесть жизни не думал, родители для нас всегда оставались главным авторитетом.
— А не ревновали ли вас дети? — задаю вопрос уже Марии Федоровне.
— Любить надо всех одинаково, — делится секретом своего счастья бабушка, — а помогать тому, кому трудней. Мои дети и внуки с правнуками, слава Богу, и сейчас дружные. В беде друг друга не оставят.
Светлана Шеколян.