Профессионализм и интеллигентность присущи врачу общей практики Павлу Куприяновичу
Помните из классической литературы роль уездного врача? Если нет, то она, как отголосок позиции – «и жнец, и швец, и на дуде игрец». Это значит, что доктор знает не только специфику коллег в разных направлениях медицины, обязан распознать диагноз на самых ранних стадиях, но и обладать интуицией, терпением и безусловной любовью к пациентам. Профессионализм, конечно, приходит с определенным опытом, а что до человеческих качеств, то они, увы, к диплому о высшем образовании не прилагаются. Как и интеллигентность присущая врачу общей практики, заведующему Хвоенской амбулаторией Павлу Куприяновичу, — даются они в награду или для испытания кем-то свыше.
Выбор профессии определил случай, когда будущий эскулап сам оказался на операционном столе. Доктора предстали волшебниками, способными творить чудеса, избавляя от боли, спасая жизни, возвращая яркие краски мира. Это же призвание – помогать людям, решил он. Поскольку парню на тот момент исполнилось пятнадцать, и впереди маячил школьный финиш, он без колебаний принялся штудировать нужные для поступления в медицинский вуз предметы. Результат не заставил себя ждать.
Потом, уже в Гомельском университете, предпочтение отдал терапии, однако даже на тот момент не помышлял о разносторонности будущей практики. Хотя, если присмотреться к знакам, робко подающимся судьбой, можно предположить развитие карьеры. Но кто из нас способен на декодер ее шифров? Даже когда по определению будущие врачи интернатуру проходят в областных центрах и «мобильных» на пациентов и диагнозы клиниках, Павел Павлович оказался в Житковичской районной больнице. Однако кто сказал, что стать хорошим специалистом можно только в больших регионах? Безусловно, куда легче осваивать тонкости профессии, особенно отвечающей за человеческие жизни, под руководством опытного наставника. Но все равно быстрее и ответственнее, когда специалист решение принимает сам. Так вышло и у нашего героя. Нянчиться с интерном не стали, смело «посадив» на участок: ставь диагнозы правильно, дескать, отвечай за них, нарабатывай опыт. Наверное, это и есть самый действенный способ, когда за твоей спиной – никого. Безусловно, в сложных и неоднозначных случаях советовался с коллегами, вникал в специальную литературу… Доктор и сегодня так поступает, ведь речь идет о здоровье пациентов.
Сколько поговорок о желании людей реализовать себя в больших городах и высоких должностях. То таланты рождаются в провинции, а умирают в столицах; то рядовые повально мечтают стать генералами. Представьте только, если бы все талантливые доктора вдруг стали профессорами, поселившимися в мегаполисах, обустроившимися в престижных клиниках? А ведь многим жителям деревень лень даже отправиться в районную больницу или к участковому врачу.
Не так давно, рассказывает Павел Павлович, мужчину укусила змея. Оказав первую медицинскую помощь, опасаясь негативного развития событий (гад все-таки ядовитый) заведующий амбулаторией стал категорично настаивать на госпитализации. Так же радикально, только возражать, принялся пациент. Никакие аргументы в довод не брал, по типу, «само пройдет». Но не насильно же, в самом деле, его отвозить – свобода выбора и желание как-никак – закон. К счастью, беда миновала: то ли иммунитет организма оказался сильнее, толи змея не впрыснула яд.
В Хвоенске Павла Куприяновича знает каждый. А у самого доктора на личную свободу остается весьма мало времени. Что поделать, он сам выбрал свой небольшой «приход», подучившись несколько лет назад на врача общей практики.
– Не люблю большие города, – уверяет доктор. – В деревне Ленин Житковичского района вырос. Сюда, в Хвоенск уже, привез из города жену. Конечно, получается, что круглые сутки на работе: звонят ночью, и в выходной.
«Здравствуйте, доктор!» – может услышать из-за спины в магазине, по дороге домой, да и вообще в любом людном месте – а у меня вот…
Дальше идет жалоба на боли в спине или другом органе, просьба помочь или посоветовать на счет приема лекарств. Да мало ли есть у человека тем, которые можно обсудить с уважаемым врачом. Вплоть до тех, что попадают в сферу психологии.
– Конечно, межличностные проблемы люди должны решать сами, – считает Павел Куприянович, – и за советом обращаются лишь те, что близко мне знакомы, но иногда участливое слово или взгляд со стороны, для человека бывают очень кстати. К тому же уровень доверия надо оправдывать.
На его участке от Хлупина до Погоста – двенадцать деревень и 2300 человек. Не так уж много, если учесть количество. Но и немало, если соотнести число с возрастом: на половину трудоспособного населения приходится столько же пенсионеров. К тому же значительно молодеют болезни.
– В особенности – сердечно-сосудистые. – Констатирует Павел Павлович. – Недавно пациентка возрастом до сорока лет попала по «скорой» в больницу с инфарктом… Как врач общей практики я должен поставить диагноз. В этом и заключается основная работа. Владея знаниями в области неврологии, офтальмологии, кардиологии и других направлений, настолько, чтобы распознать болезнь и степень ее тяжести, при необходимости отправить пациента к «узкому», то есть профильному специалисту.
Преимущество для жителей Хвоенска состоит в том, что вместо положенных для осмотра тем же терапевтом 12 минут, они получают от своего врача куда больше времени: и для диагностики, и для «поговорить о жизни».
Доктор Куприянович обладает безмерным терпением к своим пациентам, даже тем, что не всегда аккуратно придерживаются установленного для них врачом режима приема лекарств или физических нагрузок. Что поделать, деревня, как деревня: то денег на дорогие рецепты жалко (лучше внукам отдать), то огород зовет заботливую хозяйку… Не любит Павел Павлович лишь нетрезвых посетителей: себе вредят и окружающим создают массу проблем.
Как-то попали в больницу двое мужчин с отравлением. Помогали старушке по хозяйству, стали в расчет просить спиртное, да не получили. Потому, посчитав, что хозяйка пожадничала, взяли какую-то спиртовую настойку у нее сами. Когда уже все «приговорили», да попали в тяжелом состоянии в амбулаторию, выяснилось, что на ядовитой траве женщина делала лекарство для растирки. В этот раз, к счастью, вовремя доставленных скорой помощью в больницу выпивох спасли.
Он на работе круглые сутки. Даже, оставаясь наедине с собой, часто размышляет о тех, кто приходил сегодня или вчера, анализируя, сопоставляя диагнозы, находясь в поиске решения. А ведь у доктора растут трое деток, требующих внимания. Кстати, средний – сын, пока еще школьник, как и отец, надеется свою жизнь связать с медициной.
Уездный врач пользуется безмерным уважение, он свой, и ему готовы довериться больше, чем всем мировым светилам вместе.
– Доктор, возьмите, – после приема на дому хозяйка пытается в качестве презента вручить яйца или шмат сала.
Объяснять, что врач сам обзавелся здесь хозяйством, и все у него есть – напрасное усилие, и даже – обида! Ведь поделиться частью своего нелегкого сельского труда – высшая степень уважения и признательности.
Валентина Покорчак.