ЖМЗ: стратегия проста – работать!

Давняя дружба у редакционного коллектива с тружениками Житковичского моторостроительного завода. Несколько лет назад у нас даже периодически выходило специальное приложение «Моторостроитель» — мы, журналисты, таким образом, рассказывая жителям района о тружениках предприятия, были сопричастны с ними, разделяли их успехи, радости и тяжелые периоды. И сегодня мы с уважением рассказываем о тружениках одного из крупных промышленных предприятий. В минувшем номере, к примеру, мы опубликовали целую серию фотоснимков лучших работников ЖМЗ. А в сегодняшнем номере —публикуем это интервью. Наша встреча с директором ОАО «Житковичский моторостроительный завод» Виктором Владимировичем КУРЬЯНОВИЧЕМ незадолго до 30-летнего юбилея предприятия. Разговор шел о прошлом и настоящем, о проблемах и задачах, о коллективе и о продукции, о ближайших перспективах и отдаленных планах — руководитель был открыт и искренен. Поэтому он, уверен, получился. Правда, судить об этом только читателям «Новага Палесся».


— Виктор Владимирович, как Вы думаете, если бы не распался Советский Союз, ваше предприятие было бы сейчас одним из крупнейших авиационных заводов на его пространстве?


— Пожалуй. А может и не только в СССР. В то время лишь 5 стран мира выпускали авиационные двигатели. Наше предприятие создавалось специальным постановлением ЦК КПСС для производства малоразмерных авиационных двигателей, в том числе двигателей для крылатых ракет, и входило в состав Рыбинского объединения моторостроения. Однако этим планам не дано было осуществиться. Успели построить и запустить только первую очередь завода. Мы выпускали турбостартер ТС-21 для запуска авиационных двигателей на самолетах СУ-17, СУ-20, Миг-23 и других, производили детали для двигателей самолетов ТУ-134, ТУ-154 и других. Освоили турбостартер ТКС-48 для высотных перехватчиков Миг-31.


— В 1992 году вдруг резко прекратили поступать заказы на вашу продукцию из России?


— Нет, падение началось ранее, однако некоторые запчасти еще требовались, и мы продолжали их выпускать. Однако уже понимали, что на этом долго не протянешь…


— И что было дальше?


— Как говорится, не бывает худа без добра. Из-за разрушения кооперационных связей белорусские предприятия ощутили резкий дефицит запчастей для производимой техники, которые раньше поступали из братских республик Советского Союза. И Министерство промышленности Республики Беларусь нацелило нас на выпуск насосов шестерных для гидросистем тракторов, автомобилей, другой техники.


— Тогда же вы начали сотрудничать и с моторным заводом?


— Практически да. У моторного прекратились поставки комплектующих из Украины. И мы начали делать для него насосы шестерные, постепенно наращивая их выпуск. В то время доля специальной продукции у нас сокращалась и в 2004 году достигла минимума — около 1%.


— Но к этому времени ЖМЗ уже был в составе ПО «Минский моторный завод»…


— Да, это нас и спасло. По заказу моторного мы начали осваивать для него новые изделия, ежегодно наращивая объемы. В 2008 году на ММЗ уходило до 76% процентов изготавливаемой заводом продукции. В числе наших потребителей появились «Гомсельмаш», «Ударник», МТЗ, МЗКТ.


— А ведь непросто было вот так, практически на 100 процентов, поменять номенклатуру выпускаемой продукции?


— Не то слово — очень сложно. Менялась специфика. Начался переход от мелкосерийной до крупносерийной продукции. Чтобы освоить выпуск новой продукции, пришлось прилагать большие усилия всем работникам предприятия, без исключения, начиная от рабочих и заканчивая руководителями. Но коллектив завода с этими сложными задачами справился.


— На ваш взгляд, что сыграло в этом главную роль?


— Во-первых, работа в жестких условиях военприемки приучила специалистов нашего предприятия к строгому соблюдению технологии изготовления деталей, а значит, к выпуску продукции высокого качества. И мы не могли позволить себе выпускать новые изделия хуже, чем старые. Во-вторых, оборудование, которое было установлено на заводе, отличалось высокой эффективностью и производительностью. Надо отдать должное первому директору нашего предприятия Евгению Владимировичу Тарасову, который благодаря своей целеустремленности, непримиримости, энергичности, смог поставить это оборудование на наш завод и наладить его эффективную работу. В-третьих, каждый работник завода понимал, что нам дан шанс, и мы не можем его упустить. Ведь от этого зависело будущее и предприятия, и наших семей.


— Хотя уже прошло 30 лет, но, возможно, на заводе еще работают те люди, которые начинали вместе с заводом его историю?


— Костяк нашего коллектива — это как раз и есть те люди, которые пережили с ним все взлеты и падения. К сожалению, возраст их уже далеко немолодой. Многие ушли на заслуженный отдых. Но еще около 100 человек работают. И они заслуживают теплых слов благодарности за их преданность предприятию, высокий профессионализм, трудолюбие. Примером для подражания молодому поколению у нас на заводе служат наладчик цеха №4 В.Э. Гловко, В.А. Агиевич, машинист моечных машин цеха №7, токарь А.А. Пьявка, оператор автоматических и полуавтоматических линий цеха № 4 Н.В. Харлан.


— Мировой финансовый кризис не позволил вам, как и другим предприятиям отрасли, почивать на лаврах?


— Это так. Благодаря моторному заводу мы были обеспечены устойчивыми заказами, заводчане имели достойную зарплату, казалось, и перспектива просматривается впереди хорошая. Расслабились. А делать этого ни в коем случае не следует. Необходимо расширять номенклатуру выпуска изделий, для этого изучать спрос на рынке. Конечно, объемы производства в прошлом году у нас значительно упали, как, впрочем, и на моторном. Пришлось мобилизовать все имеющиеся у нас ресурсы: постепенно пошло увеличение объемов выпуска продукции авиационного направления. Сейчас мы сотрудничаем с объединением «Салют» (г. Москва), Ейским авиаремонтным заводом, Омским объединением моторостроения, Челябинским авиаремонтным заводом. В общем объеме выпуска за 4 месяца текущего года спецпродукция у нас занимает 17%.


— Как распределяются остальные 83 процента?


— Основная доля, конечно, приходится на моторный завод — 48%. На «Гомсельмаш» — 17%. В меньших объемах делаем детали и узлы для МТЗ, «Амкодора», других предприятий республики.


— Присутствуют ли в вашем экспорте страны дальнего зарубежья?


— Основной экспорт у нас идет в Россию. Еще поставляем насосы шестерные в Египет и Пакистан.


— Виктор Владимирович, каким Вам видится будущее вашего завода? Какие наиболее значимые задачи вы ставите перед коллективом предприятия на ближайшую перспективу?


— Будущее, несомненно, связано с Минским моторным заводом, то ли в рамках производственного объединения, то ли в рамках холдинга. Если это будет новое образование, то необходимо определиться как с нашей ролью в нем, так и с номенклатурой продукции. Теперь о задачах, которые стоят перед коллективом. В первую очередь, это освоение новых изделий, но, конечно, в рамках основного стратегического направления. Обязательным условием должна стать высокая рентабельность продукции, только в таком случае предприятие сможет работать устойчиво. Важнейшей задачей является снижение издержек производства, особенно по тем изделиям, которые не пользуются повышенным спросом. Вот, пожалуй, основные направления, по которым нам предстоит работать в ближайшем будущем.


— Заканчивая наше праздничное интервью, хочу предложить вам поздравить коллектив вашего предприятия с юбилеем.


— Сердечно хочу поздравить всех заводчан с юбилеем предприятия. Пожелания мои всем работникам и их семьям будут следующими: счастья, здоровья, улучшения материального благополучия, успехов на всех направлениях деятельности, а также больших перспектив на будущее.


— И мне хочется Вам и Вашему коллективу пожелать успеха. С юбилеем!


— Большое спасибо.


Подготовил В.ПРИОЗЕРНЫЙ.


НАША СПРАВКА


Девять лет назад Житковичский моторостроительный завод возглавил Виктор Владимирович Курьянович. Его трудовой стаж на этом предприятии почти равен возрасту завода. Впервые на ЖМЗ В.В.Курьянович пришел в 1983 году, когда вернулся из загранкомандировки, и был принят на работу начальником отдела капитального строительства. Ведь по специальности он — инженер-строитель, закончил Брестский инженерно-строительный институт. Тогда завод еще только начал строиться, хотя уже и выпускал продукцию. Активно возводились не только производственные и административные сооружения, но в первую очередь коммуникации и жилые дома для работников предприятия. По сути, вместе с новым предприятием рос и сам город, в котором до того времени не было ни одного крупного предприятия. ЖМЗ для Житкович стал градообразующим предприятием. Как, впрочем, остается и до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.