Землепользование в Житковичском районе
У жителей района возникает много вопросов о том, как взять земельный участок для ведения огородничества, для строительства дома и иные. На эти и другие вопросы отвечает начальник землеустроительной службы Житковичского района Александр ПОЛТОРАН.
— Может ли сельисполком предоставить земельный участок гражданину для ведения огородничества, расположенный за пределами населенного пункта?
— Нет, не может. В соответствии со статьей 30 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс) сельисполкомы принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных из земель в границах сельских населенных пунктов.
Согласно статье 42 Кодекса, земельные участки предоставляются гражданам Республики Беларусь для огородничества во временное пользование по решению Минского городского, городских (городов областного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов в населенных пунктах.
Таким образом, предоставление земельного участка для ведения огородничества вне населенного пункта не возможно.
— Как приобрести земельный участок во временное пользование для огородничества?
— Земельные участки для огородничества предоставляются гражданам без проведения аукциона. Исходя из норм статьи 42 Кодекса Республики Беларусь о земле, земельные участки могут предоставляться: в населенном пункте, в котором зарегистрированы по месту жительства граждане Республики Беларусь, не имеющие земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной государственной организацией квартиры в блокированном жилом доме, для садоводства; в населенных пунктах, в которых расположены предоставленные до 1 января 1999 года земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, индивидуального садоводства гражданам Республики Беларусь, к которым в установленном законодательством порядке перешли права на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества; в населенных пунктах, в которых расположены предоставленные после 1 января 1999 года земельные участки в меньших размерах, чем установлено статьей 36 Кодекса Республики Беларусь о земле.
Размеры земельных участков, предоставляемых для огородничества, устанавливаются в зависимости от местных условий и особенностей — от 0,05 га до 0,15 га.
Земельные участки под огородничество, как правило, предоставляются из земель в границах населенных пунктов во временное пользование сроком до 10 лет и гражданам, зарегистрированным по месту жительства. Установление границ земельных участков производит дочернее унитарное предприятие «Проектный институт Гомельгипрозем». Эта работа платная, ее стоимость указывается в договоре на выполнение работ.
Право временного пользования земельным участком прекращается в случае добровольного отказа; при изъятии земельного участка для государственных нужд; при истечении срока, на который был предоставлен земельный участок.
— Могут ли изъять участок земли, если его некоторое время не обрабатывают?
— Гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо в течение двух месяцев со дня получения решения о предоставлении земельного участка обязаны в установленном порядке обратиться за государственной регистрацией земельных участков, прав, ограничений.
Право на земельный участок возникает у гражданина, юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и удостоверяется свидетельством о государственной регистрации.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение шести месяцев, а гражданин — в течение одного года со дня получения свидетельства о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязаны приступить к занятию данного земельного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления. В случае невыполнения этих требований в течение установленного срока решение о предоставлении земельного участка подлежит признанию утратившим силу.
— Как оформить правоудостоверяющие документы на земельные участки в сельском населенном пункте?
— Гражданин, проживающий в сельском населенном пункте, заинтересованный в получении документа, удостоверяющего право на земельный участок, который используется для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, либо получивший такой дом по наследству, при условии, что сведения о данном земельном участке внесены в похозяйственную книгу сельского исполнительного комитета до 1 января 1999 года, обращается в сельский исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка с заявлением о выдаче документа. В заявлении о выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок, гражданин указывает имеющиеся сведения об используемом земельном участке, его площадь, вещное право на него.
— Как приобрести земельный участок для строительства жилого дома в городе, сельском населенном пункте?
— Для приобретения земельного участка для строительства жилого дома необходимо обращаться с заявлением в местный исполнительный комитет.
Местными исполнительными комитетами сформированы и утверждены перечни свободных (незанятых) земельных участков, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящиеся в населенных пунктах, включая садоводческие товарищества, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания одноквартирных блокированных жилых домов. Установлен порядок распространения информации о таких участках. Перечни свободных (незанятых) участков размещены на информационных стендах госельисполкомов и в глобальной сети интернет. Данная информация ежемесячно размещается на официальном сайте Житковичского райисполкома (http://zhitkovichi.gomel-region.by/) в разделе “Земельные участки”.
По состоянию на 01.11.2015 года в районе имеется 332 земельных участка общей площадью 60,32 га для строительства жилых домов и 21 участок площадью 1,85 га для ведения коллективного садоводства. На сегодняшний день в г.Житковичи и во всех сельских населенных пунктах района имеется достаточное количество земельных участков, и потребность граждан в индивидуальном жилищном строительстве удовлетворяется полностью.
В ходе осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, а также на основе мониторинга пустующих земельных участков в г.Житковичи и других населенных пунктах района обобщается и анализируется информация, полученная специалистами землеустроительной службы. Так, итогом проведенных мероприятий стало заседание 5.10.2015 года земельной комиссии Житковичского райисполкома под руководством первого заместителя председателя Житковичского райисполкома Николая Пьявко с рассмотрением вопроса о включении в перечень свободных (незанятых) земельных участков и в перечень для проведения аукционов о продаже земельных участках на право заключения договоров аренды или продаже в частную собственность, расположенных в г. Житковичи для предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства. По результатам рассмотрения данного вопроса было принято решение о включении 14 земельных участков дополнительно в перечень свободных (незанятых) земельных участков, расположенных в г. Житковичи для предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства и девять земельных участков в перечень для проведения аукционов о продаже земельных участков на право заключения договоров аренды или продаже в частную собственность в г. Житковичи. В дальнейшем данная работа будет проходить на регулярной основе.
Для строительства и обслуживания одноквартирных блокированных жилых домов в г. Житковичи и сельских населенных пунктах района без проведения аукциона земельные участки предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по их желанию в пожизненное наследуемое владение или в частную собственность.
За 2014 год гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлено 88 земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов. За текущий период 2015 года гражданам, как нуждающимся в улучшении жилищных условий, так и не состоящим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлено 45 земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов. Разница в критерии нуждаемости следующая. Если гражданин не состоит в очереди нуждающегося в улучшении жилищных условий, то земельный участок предоставляется в аренду с взиманием платы за право заключения договора аренды или передается в частную собственность с взиманием платы по кадастровой стоимости земельного участка. По состоянию на 01.11.2015 года в аренду предоставлено 19 земельных участков с взиманием платы в размере 128,7 млн. рублей. В частную собственность земельные участки не передавались.
— Можно ли продать земельный участок, если на нем нет даже фундамента?
— Нет. В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» запрещается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отчуждение предоставленных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) земельных участков (купля-продажа, мена, дарение) до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения, за исключением отчуждения земельных участков местным исполнительным комитетом, а также отчуждения земельных участков с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями либо приобретенных на аукционе по продаже земельных участков в частную собственность.
— Самовольная постройка на самовольно занятом земельном участке узакониванию не подлежит.
— Проводимые землеустроительной службой райисполкома контрольные мероприятия по соблюдению законодательства в сфере земельных отношений свидетельствуют, что зачастую граждане в силу своей правовой безграмотности, либо, руководствуясь правилом «заплатил штраф и узаконил», идут на самовольный захват земельного участка с последующим возведением на нем самовольных строений.
Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой. Самовольное строительство должно быть незамедлительно остановлено. В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Гражданского кодекса лицо, осуществившее самовольное строительство, не приобретает права собственности на самовольную постройку и не вправе пользоваться и распоряжаться самовольной постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В соответствии cо статьей 223 Гражданского кодекса при самовольном строительстве на самовольно занятом земельном участке местным исполнительным и распорядительным органом принимается (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) решение о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель.
Таким образом, самовольная постройка на самовольно занятом земельном участке узакониванию не подлежит.
В соответствии со статьей 72 Кодекса Республики Беларусь о земле самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования по целевому назначению гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 г., сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, а также в иных случаях, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной актами законодательства, либо по постановлению суда.
За самовольное занятие земельного участка статьей 23.41 КоАП для граждан предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.
Следует отметить, что за повторное в течение года самовольное занятие земельного участка предусмотрена уголовная ответственность.
— Как осуществляется государственный контроль за использованием и охраной земель?
— Контроль за использованием и охраной земель – одна из функций государственного управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений. Наиболее актуальной остается проблема нарушений земельного законодательства.
Основной задачей стало принуждение административными методами собственников земельных участков к выполнению своих обязанностей.
Землеустроительной службой районного исполнительного комитета за 10 месяцев 2015 года осуществлено 274 проверки за использованием и охраной земель района. По результатам проведенных проверок физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выдано 1188 предписаний на устранение нарушений земельного законодательства, составлено 7 административных протоколов и вынесено более 100 постановлений об административных правонарушениях.
Наиболее распространенные нарушения:
– самовольное занятие земельного участка;
– неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами;
– нарушение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель, либо нарушение порядка консервации деградированных сельскохозяйственных земель, либо невыполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной, ветровой эрозии или других процессов разрушения, либо невыполнение иных требований по охране земель;
– нецелевое использование земельных участков;
– нарушение сроков возврата временно занимаемых земель;
– неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания, либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений.
После выявления указанных нарушений юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям направлялись предписания об устранении указанных нарушений. Предписания, выдаваемые службой, в основном устраняются в указанный срок, на земельном участке наводится должный порядок либо указанные земли изымаются и передаются в пользование другому землепользователю.
На основании вынесенных постановлений о нарушении земельного законодательства в бюджет поступило более 17 млн. рублей административных штрафов. Главным результатом проделанной специалистами службы работы, безусловно, является наведение и поддержание порядка на земле всеми землепользователями, использование земли по целевому назначению.
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ:
Земельный участок, находившийся в пожизненном наследуемом владении у гражданина и на котором располагаются перешедшие по наследству жилой дом, дача, садовый домик, наследуется лицами, к которым перешли по наследству капитальные строения.
Подготовил Александр КИЦУРА.