Применение в торговых и иных объектах платежных терминалов
В редакцию районной газеты от различных субъектов хозяйствования поступают вопросы, связанные с разъяснением порядка применения в торговых и иных объектах платежных терминалов. За разъяснением мы обратились к заместителю начальника инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Житковичскому району Ирине Самойлович:
— Ирина Романовна, расскажите, пожалуйста, каким нормативным документом определен порядок установки и использования платежного терминала.
— Порядок установки и использования платежных терминалов определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 06.07.2011 №924/16, которое называется — «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования». В данное постановление на протяжении нескольких лет вносились изменения, дополнения и с 1 января 2016 года значительно расширен перечень объектов, видов деятельности, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы.
Действия многих государственных органов и участников финансового рынка в последние годы направлены на развитие в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа.
— Представителей организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих различные торговые объекты, магазины, киоски, иные объекты оказания услуг, интересуют сроки установки платежных терминалов.
— Постановлением №924/16 утвержден перечень объектов, видов деятельности, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы. Так, с 1 января 2015 года следовало установить платежные терминалы в павильонах, киосках, магазинах-складах, торговых объектах, объектах общественного питания, расположенных в капитальных строениях, зданиях и сооружениях, объектах бытового обслуживания населения, на автомобильных стоянках, автозаправочных станциях, кассах железнодорожных вокзалов и станций, в пунктах взимания дорожных сборов, в пунктах подключения абонентов сотовой подвижной электросвязи, в объектах связи и электросвязи (отделения и пункты почтовой связи, сервисные центры, пункты коллективного пользования), в аптеках, гостиницах, санаториях, домах, базах отдыха, оздоровительных центрах (комплексах), игорных заведениях, в кассах организаций, оказывающих платные медицинские, риэлтерские и туристические услуги, в автомобилях-такси, диагностических станциях, осуществляющих технический осмотр транспортных средств.
Установить с 1 января 2015 года платежный терминал в вышеуказанных объектах следовало при условии, что размер выручки, полученной в течение 2013 года по каждому объекту составил более 7500 базовых величин, по объектам системы потребкооперации — более 15000 базовых величин, объектам бытового обслуживания населения — более 3750 базовых величин.
Если в течение 2015 года платежный терминал по каким-то причинам не был установлен, то начиная с 1 января 2016 года в вышеуказанных объектах, в городах районного подчинения, а для нас это г. Житковичи и г. Туров, все юридические лица различных форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны будут установить и использовать платежные терминалы. А с 1 июля 2017 года — на всей территории Республики Беларусь. Причем, следует установить платежные терминалы, которые также будут обеспечивать прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь. Количество платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования.
Так, например, индивидуальный предприниматель имеет магазин в г. Житковичи, где зарегистрировано и установлено 2 кассовых аппарата, и имеет киоск в г. Туров, где установлен 1 кассовый аппарат. Таким образом, в г. Житковичи следует установить и использовать два платежных терминала и в г. Туров — один.
Объекты, вновь созданные с 22 июля 2014 года, должны быть оснащены платежным терминалом до начала реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Обращаем внимание руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей, имеющих объекты по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, по оказанию услуг, связанных с организацией охоты, проживанием в домах охотника, а также в которых осуществляется торговля пиломатериалами, расположенных на всей территории Республики Беларусь и осуществляющих прием наличных денежных средств. Так, с 1 января 2016 года данные объекты должны быть оснащены платежными терминалами, независимо от количества работников, выполняющих данные работы.
Розничную торговлю по образцам без торговых объектов либо вне торговых объектов —также необходимо оснастить платежным терминалом. Исключение составит, если оплата товаров при данной торговле осуществляется только в безналичной форме.
— Ирина Романовна, на каких объектах законодательство позволяет не устанавливать платежный терминал.
— Постановлением №924/16 определены случаи, где прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется без применения кассового оборудования, платежных терминалов.
Так, разрешено не устанавливать кассовое оборудование и платежные терминалы в передвижных средствах разносной торговли, в торговых объектах системы потребкооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец. Освобождены объекты общественного питания, расположенные в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, средних школах-училищах олимпийского резерва, специальных учебно-спортивных учреждениях. Разрешено не устанавливать кассовое оборудование и платежный терминал в объектах бытового обслуживания населения, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену, а также объектах бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену.
Также разрешено не устанавливать платежный терминал при осуществлении розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках, за исключением продажи запасных частей к автомобилям; при продаже билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные, а также другие открытые и закрытые площадки); при осуществлении розничной торговли лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения и другими товарами аптечного ассортимента медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов, при продаже живой рыбы из цистерн, в розлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в магазинах, павильонах с торговым залом и объектах общественного питания); при осуществлении торговли предметами религиозного культа (за исключением изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней) и религиозной литературой, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, а также в иных местах, предоставленных для этих целей религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики Беларусь; при оказании на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи; выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг; при выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности; при осуществлении адвокатской и нотариальной деятельности; при оказании библиотеками услуг по выдаче литературы; обучении несовершеннолетних; оказании разовых услуг; реализации бывшего в употреблении имущества, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации.
Разрешено также не устанавливать кассовое оборудование и платежный терминал при осуществления страховой деятельности с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанции о приеме наличных денежных средств формы 1-СУ и квитанции о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, формы 1-СУо; при продаже (за исключением продажи в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства; оказании платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при этом расчет за реализованную продукцию и оказанные услуги производится наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя; при оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и сдаче внаем квартир, продажи товаров (за исключением их продажи в торговых объектах, магазинах-складах), выполнении работ; оказании услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; при реализации лотерейных билетов.
Таким образом, при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в вышеуказанных случаях разрешено не устанавливать кассовое оборудование и платежные терминалы. В данных случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели прием наличных денежных средств, в том числе авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога, оформляют на бланках документов с определенной степенью защиты, например, по приходному кассовому ордеру, квитанции формы КВ-1. Выписывается приходный кассовый ордер по окончании рабочего дня, смены, на общую сумму выручки, принятой за рабочий день, либо каждому покупателю в отдельных случаях выдается бланк документа с определенной степенью защиты.
Если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает одну базовую величину, а это 180 тысяч и более рублей, то в данном случае каждый факт приема наличных денежных средств оформляется документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов.
Однако, вышеизложенный порядок приема наличных денежных средств, не освобождает продавца, изготовителя, исполнителя от выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, выполнения работы, оказания услуги.
Кроме того, напоминаем, что если законодательством разрешено в отдельных случаях не устанавливать кассовое оборудование и платежный терминал, а руководителем юридического лица и индивидуальным предпринимателем принято решение зарегистрировать и установить кассовый аппарат, то в данном случае следует в обязательном порядке установить и платежный терминал.
— Ирина Романовна, в завершение нашей беседы расскажите, пожалуйста, предусмотрена ли ответственность за неустановку платежного терминала.
— Да, предусмотрена. За невыполнение требований законодательства об установке и использовании платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 12.20 КоАП. Административная ответственность налагается в виде штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 100 базовых величин, на юридическое лицо — от 10 до 200 базовых величин. Базовая величина сейчас составляет 180 тысяч рублей.