Дорогами сожженных деревень
В рамках акции «Дорогами сожженных деревень», посвященной 75-летию начала Великой Отечественной войны, десант молодежи во главе с первым секретарем районного комитета БРСМ Константином Шалыгиным высадился в одной из самых отдаленных точек Житковщины – деревне Милевичи.
С тем, чтобы 22 июня почтить память погибших, отдать дань уважения уцелевшим свидетелям зверств и преступлений. Выбор деревни, как и место проведения митинга – у братской могилы – 600 жителей Милевичей были заживо сожжены фашистами в оккупацию. Именно здесь соединились, слившись в общую скорбь, несколько поколений.
Трагедия этой деревни выпала на февраль 1943 года. В начале второго зимнего месяца в Микашевичи прибыли каратели. Их задача включала разгром партизанских отрядов Коржа и Бунова. Среди немецких солдат, появившихся в Милевичах, оказались и поляки. Их язык тогда для многих жителей деревни оставался родным.
Возможно, по этому факту или просто из сочувствия солдаты предупреждали мирных жителей о том, что их будут жечь, советуя убегать в лес. На протяжении дня немцы, отбирая, сгоняли скот. Параллельно, прикладами сталкивали в общий стан подростков и молодежь для отправки в Германию. Повезло тому, кого послали гнать живность на Морач. Среди них случайно оказался тогда 13-летний Иван Ефимович. Позже, когда ему еще раз удалось спастись, но уже от смерти, в их хату натолкали множество людей и подожгли…Там же погибла его мама с малолетним своим внуком.
— Вернувшись поздно вечером, — вспоминает сегодня 89-летний Иван Маркович, — мама сказала, что немцы жгут соседние села, расстреливают людей. Убили шестерых юношей в Старых Залютичах. Она мне советовала идти в лес одному. Но ночью мы вместе с братом Никифором подались за Случ. На следующий день со стороны деревни слышались выстрелы, крики людей. Я залез на высокое дерево, чтобы лучше увидеть, что там творится. Часть жителей Милевичей согнали в хлев Агрипины Хамицевич, остальных — в хату Сочиловича. Тех, кто сопротивлялся, били солдаты, они с автоматами стояли вокруг. Тех, кто пытался бежать, расстреливали. Так продолжалось несколько часов. Затем хлев и хату подожгли.
Слушать страшные свидетельства вернувшегося (после концлагеря и армии) в 1951 году домой на пепелище ветерана равнодушно нельзя… Ему первому — частичка Хлеба-Памяти из рук девушки в национальном костюме. И жизнеутверждающая песня в исполнении ансамбля «Рябинушка» местного Дома культуры льется над Милевичами, как символ жизни и утверждения мира.
В этот же день скорби могилам погибших в ту страшную войну члены районной организации БРСМ поклонились и в Надубово, где немецкими карателями сожжены 29 домов мирных жителей. Ведь память, как эстафета, должна передаваться и жить.
Валентина ПОКОРЧАК.