Тепла ее души на всех хватает
У Натальи Гриб из деревни Бурезь – семь бабушек и один дедушка. Скажете, так не бывает. Очень даже, потому что она социальный работник. И пусть по крови старики ей не родные, отношения у них сложились по-семейному доброжелательные и теплые.
Все подопечные этой светлоглазой подвижной женщины – ее односельчане в возрасте за семьдесят. У шести старушек и пожилой семейной пары есть свои дети, но они далеко от отчего дома, а Наташа как скорая помощь всегда рядом. Одна из подопечных – мама четырех сыновей – так и зовет ее «доча». К бабушкиным родственникам у соцработника никаких претензий, она не осуждает их за одиночество родителей. Так складывается жизнь, что молодые уезжают, а старики, не желая менять уклад, остаются в своей хате. Александровна признается: для себя уже решила, что своих дочерей в старости обременять не будет. Станет нуждаться в помощи – возьмет соцработника, нет в этом ничего предосудительного.
Между тем, профессия эта не из легких. Физически она в общем-то необременительна, сельские люди привычны к труду, а чтобы находить общий язык с пожилыми, нужен талант. Вот и Наталья десять лет назад сомневалась, сможет ли подстроиться под разные характеры, получится ли у нее наладить контакт. Решила попробовать, да и выбора у нее особо не было. По семейным обстоятельствам перебралась из Любович, где два десятка лет заведовала клубом, на свою малую родину – в Бурезь. Как тогда сокрушалась, что останется без любимой культуры, так теперь уже не представляет себя вне каждодневной заботы о стариках.
Первой ее обслуживаемой стала Анна Степановна, подружка родной бабушки Нади, с которой те вместе ходили в церковь. Считай, свой человек. По словам Наташи, пенсионерка собственной житейской мудростью многому ее научила. Да и от других старушек женщина постоянно что-то перенимает, даже несмотря на то, что в силу возрастных особенностей у некоторых бывают не очень уживчивые характеры. В деревне многих удивляет, как Наталья умеет ладить даже с самыми требовательными людьми.
– Для меня они все хорошие, – делится профессиональным секретом Н. Гриб. – Им ведь многого не надо: выслушай, посочувствуй и поддержи. Конечно, бывает не без трудностей – про себя на кого-то и обижусь или нервы сдадут, но потом все равно вхожу в дом и улыбаюсь. Ведь они нуждаются во мне.
Ее работа не ограничивается строгими служебными обязанностями: делает все, о чем просят старики. Надо – и уколы ставит, и носки вяжет, а было, что и к себе домой на ночь слабую здоровьем бабушку забирала. С подопечными, можно сказать, срослась – и вне графика к ним зайдет, и в отпуске проведать не забудет. За доброе сердце хвалят Наталью Гриб в Бурези.
Впрочем, свою добродетель социальный работник не ставит в личную заслугу, говорит, что с уважением относиться к людям ее научила бабуля, двух недель отроду заменившая маму. Самого дорогого человека, уже покинувшего этот мир, женщина вспоминает со светлой грустью. Глядя в выцветшие от времени глаза своих подопечных, она видит в них свою Надежду.
Светлана Шеколян
Фото автора