МАЛЫЙ БИЗНЕС. Простота, доступность налоговых платежей
Малое предпринимательство играет огромную роль в развитии системы хозяйствования, поскольку представляет собой наиболее массовую, динамичную, гибкую форму бизнеса. Как и в формировании нового среднего слоя общества, придании рыночному хозяйству необходимой гибкости и демонополизации ряда отраслей, конкурентной среды, структурной перестройке экономики, решении проблем занятости и сглаживании социальных конфликтов, повышении уровня жизни населения. Одним из приоритетных направлений деятельности государства является поддержка и развитие малого предпринимательства.
Основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, является налогообложение.
В стране созданы достаточно привлекательные условия в этой области. Все субъекты хозяйствования в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь (НК РБ) могут уплачивать налоги в общеустановленном порядке или применять особые их виды. К последним относятся:
− упрощенная система налогообложения (УСН), которая из-за невысоких процентных ставок и простоты уплаты стала весьма востребованной;
− единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
− единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и др.
Специальные льготы предоставлены также для ведения бизнеса в малых и средних городах, сельской местности.
В результате более чем десятилетнего поэтапного становления и реформирования налоговой системы Республики Беларусь в стране отменены около трех десятков различных сборов, пересмотрены размеры налоговых ставок, что серьезно повлияло на снижение финансовой нагрузки. Кроме того, произошло существенное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, что привело к повышению позиций страны в мировых рейтингах. Значительные преобразования в сфере налогообложения связаны с построением максимально простой и понятной системы, с созданием наиболее благоприятных условий для эффективного развития деловой среды.
В плане легкости уплаты налогов можно выделить электронный документооборот, сокращение числа налогов и периода их уплаты (ежемесячная, ежеквартальная или годовая уплата), упрощение методик их расчета (налогооблагаемой базы), использование электронных расчетов и платежей в налоговой сфере. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты (на бумагу, посещение инспекции и т.д.).
Налоговая система постепенно становится клиентоориентированной службой. Плательщикам создаются максимально комфортные условия для добровольного исполнения налоговых обязательств за счет использования современных информационных технологий. В дальнейшем планируется создание новых и совершенствование уже имеющихся электронных сервисов. Развитие электронного документооборота соответственно снижает издержки на исчисление и уплату налогов.
На портале МНС (www.nalog.gov.by) функционирует 21 электронный сервис. Их название подсказывает, какие именно функциональные возможности реализованы. Предоставление деклараций, отчетности, заявлений в электронном виде, получение необходимых сведений для сверки расчетов с бюджетом, оплата налогов, поиск сведений в Государственном реестре плательщиков, реестре субъектов хозяйствования с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, налоговый калькулятор, поиск информации о ставках и многое другое. Наиболее активно плательщиками используется электронный сервис «Личный кабинет».
Как результат, информация, необходимая плательщику, становится доступной, понятной и точной.
Справочно: сегодня почти 84% субъектов предпринимательской деятельности – 875 субъектов хозяйствования от состоящих на учете в Инспекции МНС Республики Беларусь по Житковичскому району оценили и используют преимущества электронного взаимодействия с налоговыми органами. Среди них 298 организаций – 94% от состоящих на учете, и 577 индивидуальных предпринимателей – 78,9% от состоящих на учете.
Кроме того, 2069 физических лиц имеют доступ к сервису «Личный кабинет физического лица», что составляеет 12,7% от числа граждан-плательщиков налога.
С развитием электронных сервисов и систем, уровень вмешательства налоговых органов в работу субъектов хозяйствования постепенно снижается, а сама форма взаимодействия с налогоплательщиками меняется. В настоящее время система налогового контроля основана на принципе: минимум вмешательства и негативных последствий для плательщика, максимум эффекта для бюджета. Его реализация осуществляется в рамках камерального контроля, ориентированного на выявление нарушений, путем анализа имеющейся в инспекциях информации о деятельности плательщика и сопоставлением ее с данными налоговых деклараций.
Если по результатам камерального контроля обнаруживаются отклонения, предусматривающие доплату сумм налоговый орган уведомляет о них плательщика. Последнему дается возможность объяснить причины отклонения (предоставить дополнительные сведения или пояснения) либо исправить ошибки (внести исправления в декларацию) без применения мер административной ответственности. За 11 месяцев 2018 года инспекцией МНС Республики Беларусь по Житковичскому району в адрес субъектов хозяйствования направлено 470 уведомлений, по результатам рассмотрения которых, плательщики скорректировали свои налоговые обязательства на 1316,9 тыс. руб.
В Республике Беларусь принят ряд законодательных документов, направленных на определение правовых и организационных основ поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, повышение эффективности оказания ему государственной поддержки, в том числе и системы налогообложения. Проводимые реформы призваны раскрепостить деловую инициативу, чтобы в бизнес более охотно шли люди, которые пока не решаются на этот шаг.
М. ТОЧИЛО,
начальник ИМНС
Республики Беларусь
по Житковичскому району