В Беларуси с 1 июля меняется механизм госзакупок
В Беларуси с 1 июля 2019 года вступает в силу новая редакция закона о госзакупках, которая направлена на повышение прозрачности госзакупок и перевод всех сделок в этой сфере в электронную форму, сообщил заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун на пресс-конференции в Минске в четверг.
«Основной целью изменения законодательства в сфере госзакупок является повышение гласности и прозрачности, развитие конкуренции», — подчеркнул Картун.
Комментируя принятие нового закона, от отметил, что «тяжело шли определенные изменения, много кто был против». При этом замминистра обратил внимание, что на долю госзакупок в Беларуси приходится 6% ВВП. «Это значительная сумма, от эффективности управления которой очень сильно зависит экономический рост», — пояснил Картун.
Кроме того, необходимость изменения законодательства была вызвана тем, что «силовые структуры акцентировали особое внимание на госзакупках» с учетом того, что более 60% закупок осуществляется из одного источника.
Комментируя основные нововведения в процедуру госзакупок, которые вступят в силу с 1 июля 2019 года, Картун в первую очередь выделил неизменность условий договора. В прежнем законе «были лазейки, например, была возможность подписания дополнительного соглашения и цена закупки могла меняться до 3 раз, поэтому мы пошли на такое ужесточение».
В соответствии с новым законодательством, цена закупки может меняться только пропорционально изменению объема и в пределах 10%. При этом срок поставки в рамках госзакупки теперь может быть изменен только по инициативе заказчика.
Между тем, новый закон допускает изменение предмета договора, например, поставка сопоставимых товаров другого производителя в случае невозможности исполнения условий договора по объективным причинам.
Также в числе принципиальных изменений Картун назвал запуск с 1 июля государственной информационно-аналитической системы (ГИАС) госзакупок. «В системе будет размещаться вся информация – от подачи заявки до исполнения договора и любой пользователь может увидеть все результаты сделок и результаты исполнения договоров», — пояснил замминистра.
При этом госзаказчики обязаны будут разместить в ГИАС годовой план закупок. В связи с этим, «многие заказчики сейчас находятся в состоянии «невесомости»,- признал представитель ведомства и порекомендовал им изучить соответствующие методические материалы, которые подготовил МАРТ.
По словам замминистра, годовой план госзакупок в ближайшей перспективе будет увязан с выделением финансирования. «Связь годового плана закупок с предоставлением финансирования начнет действовать с 1 января 2020 года. Если не будет размещения (на ГИАС годового плана – ИФ) – не будет резервирования средств, возможности планирования и осуществления закупок», — пояснил Картун.
С другой стороны, по его словам, зарезервированные в соответствии с планом госзакупок средства «не будут подлежать секвестированию». Таким образом, для поставщиков «это является гарантией того, что заказчик не откажется от исполнения договора».
В числе нововведений замминистра также выделил закрепление единых требований ко всем участникам госзакупок, что должно исключить злоупотребления с точки зрения конкуренции. «Раньше заказчики могли выдвигать разные требования, вплоть до присутствия на рынке в течение 20 лет. Предприятия малого и среднего бизнеса всегда задавали эти вопросы – теперь эта проблема решена», — отметил Картун. При этом он добавил, что в отдельных сферах, по решению правительства, требования к поставщикам могут быть расширены, но в любом случае это будет закрытый перечень критериев.
Замглавы ведомства сообщил, что в соответствии с новым законом, ужесточаются подходы к признанию поставщика недобросовестным. «Раньше поставщик мог быть признан недобросовестным по решению суда. Сейчас это будет обязанностью заказчика – он обязан сообщить в МАРТ о недобросовестном поставщике. Такой поставщик не сможет участвовать в госзакупках в течение двух лет», — пояснил Картун.
Ранее сообщалось, что в рамках мер по вступлению нового закона о госзакупках в силу правительство утвердило электронные торговые площадки для проведения на них открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений. Такими площадками определены специальные интернет-ресурсы Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен и Белорусской универсальной товарной биржи.
Государственные закупки с применением биржевых торгов осуществляются на площадке БУТБ.
Правительство также определило отдельные перечни товаров (работ, услуг), приобретаемых в рамках госзакупок. В частности, определены перечни товаров, госзакупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, биржевых торгов, и перечень товаров, госзакупки которых можно проводить у частных компаний.
В Беларуси участниками сферы госзакупок являются около 9 тыс. заказчиков и не менее 30 тыс. компаний-поставщиков.
По данным МАРТ, в 2018 году объем госзакупок увеличился на 0,5% до Br6,58 млрд. В структуре госзакупок на закупки из одного источника приходится более 80%.
interfax