Труба зовет снаряд вперед
С приходом зимы не прекращаются процессы, требующие участия специалистов в тех или иных структурах. Кому приходится тяжелее всех? Правильно, тому, кто вынужден трудиться, невзирая на погоду, иногда даже в чистом поле. И пока на высоком уровне сегодня ведутся переговоры об интеграции Беларуси с самым близким соседом, российская нефть по-прежнему движется в сторону Европы, в том числе и по отрезку, что обслуживает НПС «Туров».
В то время, когда живой поток будущего бензина бурлит под землей, за ним пристально и придирчиво наблюдают. В этот раз несколько бригад оказались в самом эпицентре обслуживания отдельных участков. Любопытно, как специалисты узнали о необходимости ремонта, реанимации, предотвращения проблемы? Для непосвященных их труд кажется прорывом технического прогресса.
— У нас постоянно проводится внутритрубная диагностика, — констатирует начальник НПС «Туров» Василий Королец, — вещь, конечно, дорогая, но очень нужная. Обычно она проходит раз в пять лет или по необходимости.
Для этого снаряд-дефектоскоп запускается в трубу и подобно медицинскому узи, по мере обнаружения выносит «вердикт». Измерительная часть нашего «разведчика боем» состоит из множества сенсоров, расположенных так, чтобы зоны их чувствительности охватывали весь периметр объекта. Это позволяет не пропустить дефект.
— Снаряд идет внутри трубы с нефтью и все изъяны сразу засекает, — добавляет мастер аварийно-восстановительной службы Дмитрий Черный, управляя непосредственным уже ремонтом на по-зимнему холодном ветру.
Эти товарищи день и ночь сопровождают процесс, ставят танкерные точки на поверхности… Что до снаряда, то он вводится в контролируемый трубопровод через специальную камеру пуска-приемки, проходит сотни километров (кстати, его скорость составляет четыре км в час), накапливая информацию в бортовой памяти, которая извлекается через аналогичную камеру. После выгрузки «диагноста» «текст» считывается на внешний терминал, а затем поступает на сервер базы данных. Там расшифровывается, обрабатывается специальной программой, анализируется оператором и предоставляется в виде отчета.
— Автоматика позволяет выделить области аномалий и идентифицировать до 15 их классов. Например, трещины, коррозионные поражения и т.д, определить местоположение и размеры дефектов, — уверяют специалисты. Потом все «отметки» связывают маркерной точкой и получают карту проблемных отрезков.
Работа не из легких. Есть отклонения критичные, их стараются устранить немедленно. В этот день бригада трудилась на 121 км + 125 метров. Установка ремонтной конструкции на каждом километре отсечки, специальных приборов с характеристикой дефектов — тоже их сфера. Вообще процесс подготовки непростой, включающий ряд исследований. В их числе не только ультразвуковые, но и магнитный снаряд-дефектоскоп, есть комбинированные, и на проверку герметичности задвижек. А уже после интеллектуального штурма приходит производственной непосредственно…
— Мы раскапываем грунт, снимаем изоляцию. Однако перед этим приезжает инженер группы диагностики из Гомеля, делает ультразвуковое исследование и подтверждает 100% данных.
Этого специалиста сравнивают с врачом, без права на ошибку. А для производственной бригады время сжимается. Например, трубопровод требует конкретных сроков. Сегодня четыре отрезка они закроют, сделав даже планировку почвы, до 15 часов, начав полевую вахту в 10.00.
На одном из них устраняли аномальность поперечного шва. Самой сложной в этот момент работа показалась у сварщика: лежа на земле в вырытом котловане, он выполнял виртуозный трюк — соединял швы на тыльной стороне трубы, касающейся грунта. По-другому никак, потому к уровню указанного специалиста здесь требования достаточно высокие.
Как это работает
*Датчики излучают ультразвук в тело трубы и принимают отраженные дефектами сигналы. В снаряде ферромагнитный материал трубы намагничивается до состояния близкого к техническому насыщению, а потоки — рассеяния, вызванные дефектами, регистрируются магниточувствительными датчиками.
*Ультразвуковые снаряды используют обычно для контроля труб нефтепроводов, поскольку для прохождения ультразвука необходим акустический контакт датчиков с трубой, обеспечиваемый нефтью.
*Магнитный снаряд-дефектоскоп состоит из трех секций, соединенных между собой шарнирно для прохождения изгибов трубопровода.
Валентина Покорчак