Говоря «Мельченко», подразумевали РЭС
Нынешние сюрпризы природы, досаждающие обрывами проводов и перебоями электроэнергии, могут показаться детскими шалостями в сравнении с катаклизмами дней минувших. Однако отрасль, ставшая главной артерией всех аспектов жизнедеятельности, всё же подчиняется человеку. Как неугомонный нрав электричества приручали специалисты, пожалуй, лучше других известно бывшему начальнику Житковичского РЭС Леониду Мельченко.
Дороже киловатт-часов
Вся его жизнь – энергия развития и созидания, исторического прогресса на отдельно взятом участке. Леонид Михайлович появился в Житковичском РЭС молодым специалистом, ещё отчётливо помнившим белорусские деревни при свечах. Как ни парадоксально, несмотря на стартовавшую в Советском Сою-зе повсеместную электрификацию, лампочки Ильича в некоторых домах наших сельчан зажглись лишь в шестидесятых прошлого столетия. Однако на трудовом старте в 1976 году неизменного на протяжении десятилетий начальника РЭС насчитывали 86 человек в штате. С тех пор много чего изменилось, технический прогресс уверенно вошёл и в стратегическую организацию района, но люди по-прежнему дороже киловатт-часов.
– Когда я уходил на пенсию, то в РЭС уже было 70 специалистов, – констатирует Леонид Михайлович, объясняя сокращение рабочих мест мобильностью, – появился современный спецтранспорт, переоснащением – прогрессивные инструменты и оборудование. Но при этом человеческий фактор, способность оперативно принимать решения не заменят ни машина, ни IT-технологии. А ещё, как и сегодня, для энергетиков всегда чревата сюрпризами погода.
Помиловать нельзя
– Ныне, на какое-то время оставшись без света, мне вспоминается новогодняя ночь с 1978-го на 79-й год, – Леонид Мельченко спокойно повествует о днях, которые не только выбили энергетиков из привычного ритма, но и принесли массу моральных издержек. – Представьте, мороз до минус 30, порывистый ветер свыше 25 метров в секунду… Провода хлипкие. Обрыв на участке, подающем электроэнергию в совхоз «Красный Бор». Наши бригады 31 декабря сели не за праздничный стол, а отправились на холод. Как ни старались люди, на ликвидацию аварии ушло шесть часов. За это время разморозилась котельная, дома остались без тепла, да и батареи не выдержали, водопроводы на фермах полетели…
Первого января в исполкоме собрали экстренное совещание. Кто виноват, что делать? Нужна объективно-справедливая оценка и спектр ответственности. По факту выходило, что энергетики сработали, выложившись на все сто. Однако при отключении света администрация совхоза не приняла меры, чтобы слить воду с систем, избежав аварийных последствий. Но взыскание тогда получили и РЭС, и Красный Бор.
Поощрить обязательно
– Знаете, а весною того же года, – улыбается Леонид Мельченко, – в районе случилось жуткое наводнение. Туровская сторона подверглась сильному паводку. Особенно Припять подтопила Кремное, надо было с фермы вывозить скот. Подстанция в посёлке Хвоенск оказалась полностью в воде, подошла она уже к линиям 10 кВ. Отличный проводник электроэнергии, при котором могут погибнуть не только животные, но и люди. По инструкции следовало немедленно отключить подстанцию.
Правила, конечно, правилами, но там, в домах и сырости, остаются люди. Власти просили не обесточивать жильё, если есть хотя бы минимальный шанс. Тогда энергетики организовали на подстанции круглосуточное дежурство, оставив жителей с единственным на тот момент источником тепла и света.
Риск оценили по достоинству. И уже прежнее взыскание затмили девять грамот Верховного Совета, пять из которых получили специалисты нашего РЭСа.
Позвоните – и выедут
– Сегодня мы набираем номер диспетчера и в случае проблемы сразу же на её устранение отправляется дежурная бригада, – замечет Леонид Михайлович, – а ведь до 1995 года таковых вообще не было. Сообщив диспетчеру, что нет света, абонент слышал привычную фразу: «Ждите до утра». У нас на выезд даже машины не имелось.
Леонид Мельченко считает лучшим периодом время, когда, наконец, организовали круглосуточное мобильное дежурство. А ещё при бывшем начальнике стартовала замена обычных проводов на изолированные. Попросту, именно эта защита сегодня во многом сокращает аварии, облегчая работу энергетиков. Кстати, процесс рокировки продолжается и теперь.
А вот история Житковичского РЭСа и судьба Леонида Мельченко – две номинации и ныне ассоциируются, выступая в профессиональном тандеме.
Валентина ПОКОРЧАК
Фото Олеси Грудницкой