ПОЧЕМУ В БЕЛОРУССКИХ МАГАЗИНАХ ТАК СИЛЬНО ПОДОРОЖАЛИ КУРИЦА, ХЛЕБ, МОЛОКО И ДРУГИЕ ПРОДУКТЫ
О причине подорожания «социальных» продуктов, рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
Рост цен в белорусских магазинах в МАРТ связывают со сложной эпидемиологической обстановкой, из-за которой понесли урон все сферы экономики.
– Из-за пандемии подорожала логистика, ухудшилось товародвижение и защитные санитарные меры. Такая ситуация не могла не отразиться на динамике цен. К примеру, в мире прирост цен на продовольственные товары за последний год составил 30,8%. В Беларуси подорожание больше всего заметно на товарах, которые у нас в стране не производят или производят в недостаточном количестве, – отметил первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец.
Представитель МАРТ также напомнил, что в нашей стране с целью недопущения спекулятивного роста цен, введено временное ценовое регулирование на основные социально значимые товары. При этом, если у производителя возникает необходимость увеличить цену, скажем, из-за роста затрат, он может это сделать, предварительно обратившись в специализированную комиссию по ценообразованию при правительстве. Так, к примеру, недавно было согласовано повышение цен на мясо и молоко.
Почему так сильно подорожала курица, и другие социально значимые товары
Как объяснил Иван Вежновец, основная причина роста цен в Беларуси – это подорожание импортируемого сырья и материалов. Цены на мясо кур, не являются исключением.
– На белорусский рынок дополнительное давление оказывает динамика цен нашего основного торгового партнера – Российской Федерации. К примеру, в нашей стране в течении этого года куры подорожали на 9,1%, а в России – на 16%. Чтобы сохранить объемы продаж на фоне подорожания, многие производители меняли ассортимент мяса и мясопродуктов в рамках товарных групп. При этом товары с полок магазина, за малым исключением, не пропадали, – отметил первый замминистра белорусского ведомства.
Иван Вежновец также не исключил, что в ближайшее время цены на курицу могут вырасти еще больше.
Что касается стоимости других социально значимых товаров, то по оценкам МАРТ, за 8 месяцев этого года в целом они выросли на 3,4%. При этом в ведомстве пообещали сдерживать рост цен по максимуму.
– Основная причина применения ценового регулирования в Беларуси – это сглаживание негативных последствий пандемии на внутренний потребительский рынок. Решения в отношении ценового регулирования будут приниматься исходя из складывающейся динамики на внутреннем и мировом рынках продовольствия. Цены на «социальные» продукты будут сдерживаться как минимум до конца этого года. В списке 30 позиций: мясо, колбасы, картошка, хлеб и батон, масло сливочное и масло растительное, маргарин и ряд других, – прокомментировали в МАРТ.
Ценообразование под контролем
За стоимостью продуктов питания также следит Федерация профсоюзов Беларуси. Сейчас профсоюзы особенно обеспокоены ростом цен на овощную продукцию. Тем более, что один из последних мониторингов показал, что с декабря прошлого года цены на капусту и картофель в магазинах страны увеличилась более чем в 2 раза, на морковь и свеклу – более чем в 4 раза.
В Федерации уверены, что подорожания можно избежать, для этого необходимо оперативно принять меры для насыщения рынка отечественной продукцией на весь предстоящий зимне-весенний сезон.
– В прошлом году в сельхозорганизациях и в фермерских хозяйствах страны было выращено порядка 600 тыс. тонн овощей. Это в 2 раза больше, чем нужно, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка. Тем не менее, в межсезонье мы вновь зафиксировали проблемы с наличием на прилавках тех или иных белорусских овощей. При этом импортных было вдоволь, – во время посещения ОАО «Озерицкий-Агро» отметил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда. – В итоге, выгоду получают не наши крестьяне, а те, кто привозит и перепродает здесь зарубежную продукцию. В результате теряют все: и люди, которые вынуждены покупать втридорога, и страна в целом – ведь мы тратим валюту на то, что производим сами.
Федерация профсоюзов неоднократно обсуждала эти вопросы с производителями, представителями торговых сетей и органов власти. И, по мнению профсоюзов, эта ситуация складывается из-за несовершенства системы взаимодействия производителей и торговых сетей.
– Дело в том, что выращенную продукцию сельхозорганизации и фермеры стараются сразу же продать по максимуму. Это происходит потому, что в дальнейшем они не знают, выкупят ли ее торговые сети или нет. К тому же, овощи нужно сохранить, а это тоже влечет затраты (и неизвестно, окупятся ли они). Получается, что все риски ложатся только на производителей, – объяснил Михаил Орда.
По мнению профсоюзного лидера, это несправедливо. Михаил Орда уверен, что эти риски надо перераспределить между производителями и продавцами. Торговые сети должны взять на себя обязательства по строительству или приобретению в каждой области современных овощехранилищ. Затем заключить контракты с производителями и загрузить их осенью под региональную потребность. Тогда на рынке товар будет представлен в необходимом количестве вне зависимости от сезона, и резкие скачки цен прекратятся.