Герой профессии негромкой фронтовой
Он мало рассказывал о войне. В силу сдержанного характера, а ещё стеснялся своей скромной специальности. От Житковичей до Берлина Иван Янович прошёл в составе военно-строительного отряда, большую часть времени занимаясь починкой солдатских сапог.
Между тем, как утверждают знающие люди, обувь на фронте по важности уступает лишь боеприпасам и провианту. Своим талантом наш ветеран точно спас не одну сотню бойцов инженерных войск. Ведь когда ступни изранены, много ли повоюешь? Из-за дискомфорта в ногах и при возведении сооружений работоспособность снижается. Без таких специалистов, как Иван Иванович, путь к победе стал бы значительно длиннее.
— Папа вообще-то слыл на все руки мастером, — единственная дочь ветерана Алла Ивановна сожалеет, что из-за скромности родителя много о нём не узнала. — Имея начальное образование, легко решал задачки для шестого класса. И всю жизнь, с перерывом на войну, трудился продавцом.
Ивана Ивановича, которого все звали Янеком, не стало на 91-ом году, его супруга Мария Ивановна ушла следом через шесть месяцев. Яновичи вырастили пятерых детей, которые продолжили род 12-ю внуками, есть уже и правнуки.
Женщина бережно протягивает пожелтевшие снимки, с которых смотрят суровые мужчины с оружием в руках. На обратной стороне подпись «На память жене и детям о военной службе в годы Отечественной войны. Группа бойцов первой роты. 5-IV-1945».
Впрочем, бороться с фашистами уроженец исчезнувшей с карты района деревни Водопойло начал уже с первых дней оккупации. Об этом свидетельствует истёртый на сгибах документ на листочке из школьной тетради карандашом, удостоверенный летом 1944 года комиссаром 117-го партизанского отряда Хилько: «Справка сия гр-ну гор. пос. Житкович Яновичу Ивану Ивановичу в том, что он работал связным партизанского отряда 117 со дня его организации. Да своих обязанностей относился хорошо. Все порученные ему задания по разведке в гарнизонах противника выполнял честно и в срок. Кроме всего партизанский отряд обеспечивал материально, передал для отряда тоннами соли, и другие виды продуктов».
— Чтобы отвести подозрение, записки в лес часто доставлял старший брат Саша, — рассказывает собеседница. — У нас был велосипед, папа засовывал бумажку в раму и отправлял брата в сторону Оцкованого. А однажды в нашем доме немцы устроили обыск, помню, как летали в комнате перья из вспоротых подушек.
Родилась Алла Ивановна в 1938 году, и в силу возраста воспоминания имеет обрывочные, но и их достаточно, чтобы представить весь ужас пережитого. Ребёнком она видела, как бомбили железную дорогу в райцентре, а по улицам расхаживали сытые фашисты. Несколько человек жили и в их доме на улице Фрунзе, вынудив на какое-то время большую семью переселиться в лесные курени.
— Когда после Победы эшелоны возвращались домой, — собеседница бросает взгляд на портреты родителей на стене, — мы бегали на станцию, где подолгу стояли составы. Солдаты часто давали детям похожие на таблеточки конфеты, простые карандаши или даже тетради. А папа привёз мне в подарок красивую немецкую куклу.
Впрочем, её отец мог бы погибнуть ещё до мобилизации на фронт. По сведениям из красноармейской книжки призвали его 10 июня 1944 года. За связь с партизанами Яновича сдал один житковичский полицай, а другой земляк, работавший у немцев в микашевичской тюрьме, куда забрали Янека, помог избежать казни, сказав на допросе о его непричастности.
Дочь кавалера ордена Отечественной войны 2 степени и медалей «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г» пошла по профессиональным стопам родителя. Большую часть жизни трудилась заведующей складом на торговой базе. И как отец считает, что нет важнее ценности в жизни, чем мирное небо над головой.