Чудеса и творцы
В нашей стране есть места, которые на протяжении веков и тысячелетий притягивают людей своей неповторимой экзотикой и таинственностью. Одно из них — Житковичский район Гомельской области. Этот удивительный по красоте край, как бы разрезанный тремя транспортными артериями — рекой Припять, железной дорогой Брест — Брянск — Москва и шоссе Гомель — Брест, по праву считается жемчужиной Белорусского Полесья. Не случайно местная районная газета «Новае Палессе решила провести своеобразный «референдум» на тему «Семь чудес Житковщины», дабы методом всенародного опроса выделить из многочисленных достопримечательностей края самые-самые, по-настоящему завораживающие и удивляющие не только гостей, но и местных жителей. Эта идея заинтриговала житковчан и подтолкнула к размышлениям о родной земле, о ее красоте и богатстве, о том, как важно любить и лелеять свою малую Родину…
КРЕСТЫ
Сегодня административные центр Житковичского района — город с одноименным названием, сосредоточивший в себе основные управленческие функции. Но в каком-то смысле центром района, а скорее, его сердцем является древний Туров, расположенный в 20 километрах от Житковичей на берегу Припяти. Когда знакомишься с его историей, то понимаешь: десятки тысяч фактов, известных о прошлом убеленного сединой города, лишь малая часть скрытых завесой времени тайн, чуть ли не каждый день открывающихся в этом городе нашим современникам. Обитаемое с восьмого тысячелетия до нашей эры местечко правобережья Припяти нако¬пило столько археологических артефактов, легенд, преданий и сказаний, что впору заблудиться в них, словно в лесу. Туров тесно связан с именем епископа, писателя, богослова, проповедника, мастера церковного красноречия и просветителя Кирилла Туровского, который в XII веке здесь не только жил, но, говоря сегодняшним языком, занимался творческой работой. «Всея Руси Златоуст» — так называли писателя земли белорусской современники. Он слагал проповеди, молитвы и похвалы святым, поучения на темы Евангелия и писаний пророков, притчи, каноны, создавая их по образцу византийской ораторской прозы. Наиболее интересные среди них — «Сказание о чине черноризца», «Слово о происхождении монашеской жизни», молитвенный седмичный цикл (32 молитвы-исповеди), торжественные и дидактические проповеди (10 казаний на праздники Пасхального цикла, «Слово на Богоявление», «Слово на Пятидесятницу», «Слово о том, чтобы не забывать своих учителей» и другие), поучения (об исходе души, о страхе Божьем, о мудрости, о пользе чтения книг), притчи о человеческой душе и теле (про хромого и слепого), послания-притчи к киево-печерскому игумену Василию (о немудром царе и о схиме), три Великие каноны и др. В отдельных произведениях затрагивал злободневные морально-этические проблемы, важные вопросы общественно-политической жизни. С большой поэтической экспрессией раскрыл христианскую мысль о противоречивости человека, о его высокой духовной миссии на земле и падении через земные грехи и соблазны. Кирилл Туровский считал, что человек стремится к небу, но крылья его отягощены земными страстями — самолюбием, завистью, злостью, враждебностью, непримиримостью и другими грехами души и тела. Интересно, что до сих пор живет предположение, что именно Кирилл Туровский является автором знаменитого «Слова о полку Игореве». Последние 4 года своей жизни епископ провел в уединенной келье в монастыре — «в столп вшед и затворился», где и умер. Просветитель и проповедник причислен к лику святых.
Кстати, самое популярное имя в районе, которое в 2008 году родители давали новорожденным мужского пола, — Кирилл. Туров — место святое, можно сказать, чудотворимое. В местной Всехсвятской церкви, 1810 года постройки, хранятся необычные каменные кресты. Существует легенда, передаваемая из поколения в поколение: в первые дни христианства по Припяти, против течения, в Туров из Киева однажды приплыли 12 (по числу апостолов) каменных крестов. И стояли они как символы веры и надежды почти тысячу лет, пока в 1930 году их не вырыли и не сбросили обратно в реку.
А потом, по рассказам, начались чудеса: через семь лет кресты, правда, только два, появились на поверхности воды: они плыли рядом, касаясь друг друга своими перекладинами, словно два взявшиеся за руки человека. Заметили их мужики и вытащили.
Эти кресты сейчас и находятся в церкви. В народе их называют отец и мать. Третий крест был найден позже и тоже в реке. Его заметил местный житель, который ловил рыбу. Он подумал, что крест деревянный, смытый разливом с Борисоглебского кладбища. Однако когда увидел, что крест каменный, по тем не менее держится на плаву, сильно перепугался. Обретенный крест был тайно предан земле на кладбище, но свидетель необычного явления умер, не успев никому рассказать, где захоронен крест. Чуть более десяти лет назад крест сам показался из земли — сначала люди думали, что это простой булыжник, но через несколько лет стала видна его крестообразная форма. Сейчас сюда приходят паломники, практически ежедневно наведываются люди не только из Беларуси, но и из других стран. Рассказав мне историю крестов, директор местного краеведческого музея Виктор Попок говорит:
— Но это еще не всё. В древнем Турове продолжают происходить чудеса. На старом кладбище, где раньше размещался Борисоглебский монастырь, обнаружен еще один растущий каменный крест.
Идем по узкой заасфальтированной дорожке мимо первого растущего креста, над которым возведена миниатюрная каплица, а на ограде висят разные ленточки и амулеты. В метрах 30 от этого места под основанием одной из сторон ограды захоронения 1966 года камень, вылезающий из земли, также крестообразной формы.
— Раньше его здесь не было, — поясняет Виктор Попок.
— А может кто-то специально вкопал… — начинаю рассуждать я и пробую сдвинуть камень с места.
Сделать это не удается — чувствуется, что под землей довольно массивная его часть. Да и следов недавнего вмешательства человека в грунт, плотно слежавшийся за более чем 40 лет, не заметно. Виктор Попок рассказал еще одну историю. Однажды утром во время рыбалки на Припяти он увидел, как что-то плывет прямо в его сторону. Думал, обыкновенная коряга, а это — камень в виде сердца, который плыл по воде острием вниз. Взял его в руку, и пальцы удобно расположились на его верхней расширенной части. Уже потом сравнил свою находку с крестами, растущими из земли, и оказалось, что по своей структуре «сердце» и они очень похожи. Директор музея заметил: если подержать «сердце» в руке, то снижается артериальное давление. Еще одна любопытная деталь: растущие из земли кресты обнаружены возле деревни Коротичи Столинского, Даниловичи Лельчицкого и Хлупин Житковичского районов. Если соединить их на карте линиями, то получается один большой крест… Наверное, не случайно здесь живет легенда, а может, и не легенда, что древний Туров принял христианство задолго до 988 года и основатель его Тур, о котором идет речь в «Повести временных лет», мог быть тем самым варягом Феодором, что стал первым восточно-славянским святым. В пользу этого говорит и факт, что в древнерусских письменных источниках отсутствуют сведения о сопротивлении местного населения духовной акции Владимира Крестителя. А ведь если бы туровцы были в то время язычниками, то не избежали бы крещения «огнем и мечом», как это наблюдалось в других местах. Загадок и тайн здесь полно. Нарпимер, председатель Гомельского Союза писателей Беларуси редактор Житковичской районной газеты «Новае Палессе» Владимир Гаврилович считает, что прах дочери княгини Гертруды Польской — Евдокии — покоится в древнем Турове. В 2005 году под остатками храма XI века в Турове были найдены несколько саркофагов, в одном из которых находилось тело девушки лет семнадцати-девятнадцати. Тогда-то у Владимира Гавриловича родилась идея создать художественное произведение на эту тему. В итоге появилась пьеса «Маленькая королева Евдокия Туровская». Действие происходит в Турове, Кракове; Киеве в 1085-1089 годах и раскрывает события сложных XI-XII веков, когда Туровское княжество было в плену политических неразберих, семейных междоусобиц и жестоких войн. Пьеса Владимира Гавриловича победила в областном литературном конкурсе Кирилла Туровского в номинации «Драматургия».
УНИКУМЫ
В каждом городе, поселке, деревне есть люди, которые чем-то выделяются среди других. Одни — необычайной работоспособностью, другие — талантом, третьи — знаниями, четвертые — силой и так далее. В общем, те, кто придает данному населенному пункту или всему краю неповторимый колорит, к кому едут учиться или просто посмотреть и по-детски удивиться. Не является исключением и Житковичский район. Я выбрал четверых, хотя можно было рассказать не об одной дюжине. Итак, начну с производственника. Это Михаил Шруб. Первый на Житковщине фермер. Который сумел развернуться так, что к его хозяйству присоединили целый колхоз «Путь к коммунизму». И начался другой путь — от коммунизма к капитализму. Вместе с землями, техникой, молочным стадом и людьми ему в наследство достались и долги сельскохозяйственного предприятия в более чем полмиллиарда рублей. Развивая животноводство, избавился от «балласта» — низкопродуктивных коров. Зато остальным досталось больше корма. Чтобы впредь получать хорошее потомство, начал использовать канадский семенной материал, а для составления эффективных рационов нанял чешского специалиста, который прославился своими рекомендациями на австрийской ферме. Арендует в районе 3,5 % сельхозугодий, а дает более 30% выручки сельхозпредприятий района. В год хозяйство получает до 6,3 млрд. рублей и платит в бюджет и внебюджетные фонды более 1 млрд. рублей в виде налогов и прочих выплат. На каждый рубль господдержки (покупка отечественной техники в лизинг, приобретение удобрений) получили 14 рублей продукции. Рентабельность работы составляет до 60%. Пять побед в республиканском и столько же в областном конкурсах — таков результат работы выпускника БГУ, бывшего преподавателя политэкономики, а затем партийного функционера — инструктора Житковичского райкома партии, заместителя заведующего отделом сельского хозяйства Гомельского обкома партии. О таланте Шруба говорит еще один любопытный факт. В 2006 году глава правления Национального банка Петр Прокопович пригласил житковичского фермера возглавить агрокомбинат «Мачулищи» под Минском, который создавался банком на базе шести убыточных хозяйств. Фермер согласился и в течение полутора лет помог вывести убыточное сельхозпредприятие на прибыльную работу.
И все же вернулся к своей земле. Потому что она родная…
Чем не уникум? Сегодня он говорит так: «Мы должны держаться за российский рынок, в Европе нас никто не ждет. Все призывают отказаться от протекционистских мер, но все пока ими занимаются. Потому мы должны форсированно закрепляться на российском рынке. Если мы хотим заниматься аграрным бизнесом, а не только кормить людей, то должны производить конкурентные товары, а не рассчитывать на то, что правительство поможет нам сбыть некачественную продукцию… Ни одна страна в мире не может позволить себе отказаться от господдержки сельского хозяйства. Но речь о способах поддержки: она должна быть направлена на конечный результат, на эффективность…», но, все равно придется рассказать — пусть «Беларуская думка» будет первой. Ведет в большой ангар, где собраны эти тысячи предметов старинного быта, а также стоит уникальный антикварный автомобиль, на котором желают прокатиться многие молодожены Житковщины…
А вот у выходца из Житкович, а сейчас минчанина Сергея Мацкевича увлечение иного рода. Он — настояний белорусский богатырь, представитель житковичской школы гиревого спорта, которая является одной из лучших в нашей стране. Мацкевич — обладатель 29 официальных мировых достижений. Например, в 2007 году он установил в общей сложности три мировых рекорда. За 6 часов супермарафона 3 июля, в День Независимости, атлет поднял гирю весом 16 кг 9503 раза! А на чемпионате Европы Сергей за час совершил 657 подъемов 24-килограммовой гири с опусканием в вис, что также является рекордом мира. Сергей Мацкевич второй год подряд стал лидером Международной федерации гиревого спорта по количеству установленных рекордов в нетрадиционных видах спорта. Тоже житковичский уникум. Житковичи когда-то были «маленькой еврейской столицей». Кто жил здесь издревле, кого переселили исходя из исторической «целесообразности», кто поселился сам. Затем многие уехали: кто за океан, а кто на землю обетованную. Ну а оставшиеся продолжали демонстрировать, что народ этот предприимчивый в любой исторический период.
Так, прислушавшись к призывам государства развивать придорожный сервис, первым открыл кафе па автодороге Брянск — Брест Илья Альтерман. И в городе он сотворил, иначе не скажешь, еще одну торговую точку. Не совсем обычную — ресторан «Ковчег», выполненный в виде старого морского судна.
Видимо, хочет напомнить жителям, что живут они в удивительном крае, что совсем рядом, в древнем Турове, сотни лет назад останавливалась большие корабли из далеких стран…
Ведь нe случайно герб Житковичей представляет собой красный щит, который пересекает серебряный волнистый пояс, над ним — серебряная стрела с раздвоенным древком, пересеченным крестом. Волнистый серебряный пояс символизирует реку Припять, которой принадлежит исключительная роль как в истории, так и в сегодняшней жизни и самого райцентра, и всего Житковичского района.
Все, о чем здесь написано, жители района и называют чудесами Житковщины. Но главным чудом, достоянием района являются они сами. Они — творцы всего. И как оптимистически заметил председатель Житковичского райисполкома Николай Какора, «никто у нас ни о каком кризисе не говорит. У людей этого полесского края веками выработалось простое правило — всего можно достичь, если к делу, за которое взялся, правильно приложить руки и ум. А полешуки это умеют».
Значит, ждать нам здесь новых чудес.
Виктор ЛОВГАЧ.
“Беларуская думка”.